Курдистан

Непобедимая легенда Гермияна: Маме Рише

Эрнесто Че Гевара, символ интернационализма, однажды сказал: «Бог, защити меня от моих друзей, с врагами я сам разберусь».

Курдский боец сопротивления Маме Рише, интернационалист и патриот, возможно, не знал об этой цитате Че, или даже о самом Че. Он был беззаботным и расчетливым, как все люди, посвятившие себя своему народу и всему человечеству. Поэтому друзей он воспринимал как друзей, а врагов — как врагов. Он без устали шел на своего врага и без колебаний каждый день бросался на выручку своим друзьям.

В 1970 — 1980-е  годы, перед лицом режима Саддама в Южном Курдистане, он был источником надежды и сопротивления для друзей и страха для врагов. Но Маме Рише, в силу своей наивности и чистосердечия, не увидел или не смог увидеть того, на что обратил внимание Че в переведенной выше цитате. Возможно, он видел, но не хотел верить, что это может произойти. Маме Рише, которому удалось с большим героизмом выйти победителем из сотен столкновений с режимом Саддама, 24 января 1985 года пал жертвой коварного заговора против него. Маме Рише до сих пор считается символом сопротивления режиму Саддама среди курдского, арабского и туркменского населения Южного Курдистана. Героизм и борьба Маме Рише, легенды среди курдов, передаются и сегодняшним поколениям.

Кто такой Маме Рише?

Этот курдский герой, настоящее имя которого — Наджмаддин Шукур Рауф. Он был известен как Маме Рише, что в переводе с курдского языка означает «бородатый дядя». Это  прозвище он получил в Курдистане из-за своей длинной черной бороды. Он поклялся, что не сбреет бороду, пока Курдистан не станет свободным, и не сбрил ее до самой смерти

Маме Рише родился в бедной патриотической семье в деревне Талабани в Гермияне в 1955 году. Детские годы его прошли под гнетом режима Баас в отношении курдов с одной стороны, и курдской национальной борьбы под руководством Демократической партии Курдистана (ДПК) — с другой. В начале 1970-х годов, когда курдская молодежь была вынуждена выбирать либо прогосударственную позицию, либо позицию ДПК, Маме Рише, в отличие от своих сверстников, предпочел присоединиться к борьбе за освобождение Палестины. В 1970 году он отправился в Палестину.

По мере того как Саддам Хусейн, начиная с 1976 года, шаг за шагом захватывал власть и начал вносить изменения в политику Ирака, притеснения курдов многократно усилились. Смена власти и политики режима Баас отразилась на курдах в виде эвакуации и разграбления их деревень и переселения людей. Маме Рише, который после работы в Палестине стал сильным и опытным командиром и лидером, заявил, что необходимо взять в руки оружие, чтобы сопротивляться действиям режима Баас, и в 1978 году он взял в руки оружие пешмерга и вступил в ряды Патриотического союза Курдистана (ПСК), который в то время вел самую эффективную вооруженную войну.

Легендарное столкновение Хамика

Вернувшись в Курдистан, Маме Рише продолжил воевать там же, где и раньше, и теперь стал мишенью для иракской армии. Мишенью, которую нужно было найти и уничтожить. Хотя он участвовал во многих сражениях с иракской армией, битва при Хамике, в которой он сражался с 11 друзьями против иракской армии численностью 2500 человек, стала легендой среди народа. История сопротивления Маме Рише и его друзей, которые убили сотни солдат и членов деревенской стражи, несмотря на то, что потеряли в столкновении четырех своих товарищей, передавалась из уст в уста и так дошла до наших дней.

История, которая распространяется в народе, выглядит как героический эпос и рассказывается следующим образом:

Войска иракской армии запланировали комплексную операцию по захвату Маме Рише и 11 его друзей. Республиканская гвардия, самое надежное подразделение Саддама, и племена джахш должны были провести эту операцию вместе. Старт операции был дан в 1983 году. Маме Рише было тогда 28 лет, он был молодым человеком, но уже заслужил славу героя, чье имя стало легендой во всем Курдистане. Иракская армия, постоянно получавшая в регионе разведданные от джахшей, определила, что Маме Рише находится в деревне Хамик в Киркуке, и начала действовать. Маме Рише осмелился сражаться с армией и даже готовился к этому. Однако возникла болезненная ситуация, ведь он увидел, что некоторые племенные вожди региона пришли со своими людьми, чтобы уничтожить Маме Рише. Это его очень ранило.

Вскоре после этого иракская армия в составе 2500 иракских военнослужащих и отряда джахши полностью окружила деревню Хамик. К операции были привлечены танки, артиллерия, вертолеты и тяжелые пулеметы. У Маме Рише и его друзей были только G-3, автоматы Калашникова и ручные гранаты. Генерал, возглавлявший тогда иракскую армию, часто сообщал об этом в Багдад по телефону. Маме Рише оказался в деревне в ловушке, и его захват был неизбежен. Во время развертывания иракской армии вокруг деревни Маме Рише и его друзья пробили внутренние стены прилегающих домов и создали коридоры от дома к дому. Таким образом, пешмерга, проходившие через дома, концентрировались в точке, где атаковали армейские войска и джахши, и таким образом вступали в столкновение.

Окружив деревню, армейские войска сначала направили против Маме Рише джахшей из курдских племен. В ходе столкновения все джахши были убиты. Пешмерга, у которых не хватало боеприпасов, забрали винтовки и магазины убитых джахшей и продолжили бой. Столкновение усилилось, и был убит Алие Раш (Кара Али), один из трех ближайших друзей Маме Рише. После смерти Алие Раша Маме Рише практически обезумел от ярости. Он покинул дом, где сражался до этого, и напал на солдат, окруживших квартал. В тот момент он в одиночку сразил более 28 иракских солдат. Его друзьям силой пришлось вернуть его в дом. Понимая, что Маме Рише не удастся захватить в плен, иракский генерал направил против пешмерга республиканскую гвардию. Однако Маме Рише, благодаря коридорам, соединявшим дома, проник за спины республиканских гвардейцев, устроив засаду и уничтожил их всех. Сын вождя племени джахшей, сильно нервничавший в боевой обстановке, внезапно выскочил, желая застрелить Маме Рише, который в тот момент оказывал помощь раненному пешмерга. Маме Рише быстрым движением выстрелил в сына вождя, и начался настоящий ад. Все джахши ринулись на Маме Рише, и иракская армия, воспользовавшись случаем, начала тотальную атаку.

Перед лицом упорного сопротивления пешмерга иракская армия отступила, оставив множество убитых. Тем временем Маме Рише застрелил вождя племени джахш и снял с его плеча винтовку. Взяв винтовку в руки, Маме Рише спрятался за стеной и ловкими выстрелами сбил вертолет, поддерживавший операцию. Говорят, что Маме Рише носил с собой эту винтовку до самой смерти. Сопротивление Хамика закончилось гибелью 4 из 11 пешмерга, товарищей Маме Рише. Сам же он, силами 11 человек в течение нескольких дней противостоявший армии в 2500 человек, был морально разбит после гибели своего близкого друга Алие Раша и 3 пешмерга. Он несколько дней ни с кем не разговаривал. После ухода иракской армии он покинул деревню с 4 телами и похоронил погибших.

Слава Маме Рише вызывала зависть даже у курдских лидеров

Маме Рише превзошел даже курдских лидеров своей славой и вниманием, которое он получал от общественности. Хотя он был командиром пешмерга в Патриотическом союзе Курдистана под руководством Джалала Талабани, симпатия и внимание, которые он получал от народа, превзошли даже те, что получал лидер ПСК. В Южном Курдистане он стал настолько известен, что даже одно упоминание его имени вселяло надежду в народ. По мере того как Маме Рише завоевывал признание и симпатию народа, он стал мишенью для режима Саддама. Через некоторое время он попал в список «тех, кто должен быть уничтожен» силами режима Баас. Иракская армия начала проводить масштабные операции на фронтах, где он находился. Хотя в ходе этих атак Маме Рише был четырежды ранен, иракская армия не добилась никаких результатов ни в одной из попыток его ликвидации. Напротив, Маме Рише продолжал приобретать славу, так как каждый раз добивался победы в столкновениях.

Маме Рише стал живой легендой. Чем больше он побеждал, несмотря на планы атак и заговоров, тем больше он становился центром внимания всех слоев общества, как молодых людей, так и стариков, а о его достижениях заговорили в городах. Люди говорили: «Маме Рише зашел в казарму иракской армии один, застрелил их командира, находившегося в окружении множества солдат, и вышел. Никто не смог выпустить ни единой пули». Эти истории вселяли в курдский народ надежду на борьбу с угнетением режима. Теперь он был героем на устах и в сердце каждого, настоящей легендой. Молодые люди были от него в восторге и становились на путь курдской борьбы, чтобы быть похожими на него.

Веря в любовь народа, Маме Рише не обратил внимания на одно обстоятельство: на то, о чем Че сказал: «Боже, защити меня от моих друзей, с врагами я разберусь сам»... Так и случилось. По мере того как росла любовь народа к Маме Рише, росла и ненависть его врагов. И режим Саддама, не сумев победить его военными действиями, перешел к другим методам.

Маме Рише попадает в засаду

Больше всего Маме Рише ненавидел Тахсина из племени шавез, одного из ближайших приспешников Саддама. Тахсин, который на протяжении многих лет провоцировал кровопролитие против курдов, был одной из самых важных мишеней Маме Рише. Холодным январским днем 1985 года Маме Рише встретился с Тахсином в центре Чамчамаля. Оскорбив Тахсина за его поступок, Маме Рише не стал его убивать, поскольку тот был безоружен. В ответ на все оскорбления Тахсин рассмеялся и пригласил Маме Рише к себе домой на ужин, чтобы заключить мир. Когда Маме Рише сказал: «Ты не мужчина, я бы не стал есть еду такого, как ты», Тахсин подначивал его: «Ты боишься, поэтому и не идешь».

Не в силах проглотить то, что Тахсин назвал его трусом, Маме Рише принял приглашение на ужин, чтобы показать, что он не боится. 24 января 1985 года Маме Рише отправился в дом Тахсина со своими близкими друзьями Сардаром и Мухсином и попал в засаду на улице. Маме Рише и два его друга, пережившие сотни столкновений, были убиты выстрелом в спину.

Как был организован этот заговор, нанесший огромный урон курдской национально-освободительной борьбе, и чьими руками он был спланирован, до сих пор до конца не выяснено.