На протяжении тысяч лет Сады Хавсал предоставляли местным жителям возможность обеспечивать свою жизнь. С одной стороны от Садов протекает река Тигр, в то время как на другой возвышаются во всём своём великолепии городские стены. Между стенами города Амеда и рекой Тигр располагается настоящий зелёный рай. Здесь слышны голоса лягушек и песни птиц.
66-летний крестьянин Хаджи Сулар на протяжении многих лет не покидал этой местности. Он построил себе небольшой дом и держит множество животных – кроликов, куриц, индеек, гусей и собак. «Я провёл здесь своё детство. Какое-то время мне пришлось пожить в городе. Там я страдал от множества болезней. Но сейчас я снова в Садах, где живу уже достаточно долго и почти ничем не болею. Правда, у меня есть диабет. Я нашёл полную гармонию в Садах Хавсал», – рассказывает Сулар.
Выращивание овощей не приносит прибыли
«Сады Хавсал всегда были настоящим источником изобилия для Амеда, на протяжении многих столетий. В июле 2015 года эти Сады внесены в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сады Хавсал занимают почти 700 гектаров. Я живу здесь уже долгое время. Раньше мы зарабатывали неплохие деньги, продавая выращенную нами продукцию, однако сейчас всё изменилось. Мы даже не можем компенсировать наши расходы. Никто не оказывает нам никакую поддержку. Сельское хозяйство в Садах Хавсал находится сейчас в очень тяжёлом положении», – резюмировал Хаджи.
«Мы больше не высаживаем овощи, потому что не можем на этом заработать. В прошлом году мы посадили кукурузу, однако не сумели продать её по нормальной цене. Хавсал – это очень большой район. Раньше люди сажали здесь арбузы. Выращенные арбузы были настолько большими, что их трудно было сдвинуть с земли. Сейчас никто больше не может добиться подобных результатов», – рассказывает он.
Нет пространства, где можно было бы реализовывать продукцию
Сулар отметил, что люди покупают овощи и фрукты с гормонами, выращенные в теплицах с использованием химических добавок, вместо того чтобы приобретать натуральную продукцию. «Те овощи, которые выращиваем мы, гораздо лучше тепличной продукции как в плане вкуса, так и размера. Однако мы не можем заниматься сельским хозяйством по причинам, озвученным выше. Нет никакого смысла работать себе в убыток», – подытожил он.
Сулур указал на ущерб, нанесённый городской стене властями в районе Суричи: «После того как стена была снесена, уничтожению подверглись наши дома, а место, где мы занимались продажей продукции, было занято. Мы привыкли самостоятельно продавать свои продукты в Суричи, не пользуясь услугами посредников. Однако сегодня у нас просто нет пространства, где мы могли бы заняться реализацией товара. Более того, в том районе располагались наши дома, однако правительство попросту изгнало нас. Взамен мы получили всего лишь 120 тысяч турецких лир. Они снесли наши дома и построили новые дорогие здания для богатых людей».