Курдистан

Мараль Башташ: мы решили довериться Оджалану, а не правительству

Сопредседатель НДК Мараль Даныш Башташ, говоря о дискуссиях по курдскому вопросу, отметила: «Мы не ставим перед собой задачу доверять правительству. Мы знаем, как оно работает. Кому же мы доверяем? Мы доверяем господину Абдулле Оджалану».

В Дерсиме была организована дискуссия под названием «Дерсим говорит о решении курдского вопроса» с участием сопредседателя Народного демократического конгресса (НДК) Мараль Даныш Башташ и сопредседателя Социалистической партии угнетенных (СПУ) Мурата Чапни. На заседании, проходившем в одном из отелей города, присутствовали представители политических партий, неправительственных организаций, со-мэр Дерсима Бирсан Орхан и многие другие.

Сопредседатель НДК Мараль Даныш Башташ, первой выступившая на дискуссии, отметила, что курдский вопрос возникла в результате политики отрицания, и сказала: «Курдский народ должен быть принят как единое целое со своим языком, культурой, историей, природой и всем остальным. В истории Республики политика тюркизации была политикой уничтожения этой идентичности в рамках национального государства. Что происходило во время этого страшного процесса массовых убийств — вы знаете о Дерсимской резне от своих дедушек и бабушек — что произошло? Мы знаем, что курды были изгнаны из всей Турции в рамках Восточного плана реформ. Сегодня курды живут в Кыршехире, Йозгате, Чоруме и других провинциях. Тогда в курдском народе жило стремление существовать как курды. К сожалению, до сих пор существуют сотни личностей, занимавших исторические руководящие посты, места захоронения которых не раскрыты. Если мы спросим, что изменилось с тех пор, то изменилось многое, но мнение курдов не изменилось».

«ТОЧКА ЗРЕНИЯ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ»

Мараль Даныш Башташ заявила, что партии и лидеры менялись на протяжении всей истории Турецкой Республики, но точка зрения на курдов не изменилась: “Нынешнее правительство говорит, что в Турции “нет курдского вопроса”. Они выдвигают такой подход, потому что, если они признают существование курдского вопроса, то им придется признать требования курдов о правах и их борьбу”.

Мараль Даныш Башташ напомнила о приговоре, вынесенном со-мэру столичного муниципалитета Вана Абдулле Зайдану, и заявила, что для этого приговора нет никаких правовых оснований. Мараль Даныш Башташ подчеркнула, что этот вопрос касается не только курдов, но и других народов, идентичностей и верований, отметив: “Самые большие расходы в экономике — это деньги, потраченные на войну и конфликты, на отрицание. Мы должны объяснить это народу Турции”.

Она подчеркнула, что предпринимаются попытки поставить барьеры между курдами и турками, в то время как с другой стороны озвучивается дискурс “курдско-турецкого братства”, и добавила: “Назначение доверенных управляющих в первую очередь несовместимо с законом братства. Оно несовместимо с законом равенства. Сегодня право курдов голосовать и быть избранными полностью игнорируется”.

РЕАКЦИЯ НА “ГОРОДСКОЙ КОНСЕНСУС”

Обратив внимание на операции против муниципалитетов НРП в Стамбуле на основании «Городского консенсуса», Башташ заявил следующее: «В решении суда и письме прокуратуры говорится, что «курдский народ должен создать альянс и пойти на компромисс в рамках «Городского консенсуса» и получить представительские позиции в муниципалитетах». Доверенное управление — серьезное нарушение Конституции. Они обвиняют нас в «сепаратизме», но на самом деле это они разделяют страну. Они говорят курдам: вы можете быть 3-5 миллионами граждан в Стамбуле. Вы можете жить в Измире, Анталии или других провинциях. Но у вас нет права идти на компромисс с другими партиями и избирать там советников или мэров. Это поворотный момент в истории Турции, они говорят: «Если вы собираетесь идти на компромисс, то вы пойдете на компромисс с нами». Они говорят, у вас нет шансов на примирение с другими партиями, взглядами и кругами».

«МЫ ДОВЕРЯЕМ АБДУЛЛЕ ОДЖАЛАНУ»

Подчеркнув, что они выступают за решение курдского вопроса путем диалога и переговоров, советник Мараль Башташ сказала: «С 90-х годов курдское движение и особенно господин Абдулла Оджалан, придерживаются мнения о решении курдского вопроса на основе диалога, а не конфликта и войны. Господин Оджалан впервые призвал к миру и решению в 1993 году. Мы не доверяем правительству. Мы знаем его методы. Кому же мы доверяем? Мы доверяем господину Абдулле Оджалану. Мы прекрасно знаем, что дорожной картой, которую он нарисует, его усилия по защите прав и свобод курдского народа и по поиску решения не закончатся. Потому что он продолжает держать стол переговоров, будучи полным огромного терпения и большой веры».

Подчеркнув, что они снова полагаются на собственную динамику борьбы, советник Мараль Башташ заявила, что в курдском вопросе обсуждается все, и продолжила следующим образом: «Наш подход к этому вопросу изначально таков: это прекрасная возможность для мира. Господин Оджалан скоро выступит с обращением. В нем обязательно будет дорожная карта. У него также будут предложения по этому вопросу. Он начнет так называемые переговоры и призывы. С этим призывом нам нельзя сидеть и ждать, пока мир и справедливость установятся автоматически. Нам нужно больше работать, поднимать это требование и организовывать больше вокруг этого требования. Необходимо обеспечить условия и свободу для Абдуллы Оджалана. Для того чтобы он мог выполнять необходимую работу по урегулированию, необходимо обеспечить его физическую свободу. Это не тот вопрос, который можно откладывать или переносить. Мы говорим о политическом деятеле и лидере, который играет ведущую роль в этой борьбе за мир, в борьбе за построение мира».

«КУРДСКИЙ ВОПРОС – ЭТО ВОПРОС СТАТУСА»

Выступая после этого, сопредседатель СПУ Мурат Чапни отреагировал на назначение доверенных управляющих в столичный муниципалитет Вана. Чапни подчеркнул, что на политику доверенных управляющих не следует смотреть сквозь пальцы, приговаривая «ПСР есть ПСР», и отметил: «Это часть очень конкретного, оригинального и тактического плана. Операция против муниципалитетов в Стамбуле была проведена путем криминализации НДК на основании «городского консенсуса».

Отметив, что курдский вопрос — это вопрос статуса, Чапни сказал: «Курдский вопрос — это право наций на самоопределение. Курдский вопрос — это вопрос существования монистических структур, построенных на «уничтожении» маргиналов и игнорируемых на этой территории. Это очень старый вопрос, восходящий к Османской империи. Сегодня мы говорим о решении вопроса тысячелетней давности. Если главным вопросом является уничтожение и отрицание, а оправданием этому служит вопрос статуса; если это резня, последовательно навязанная армянам, грекам и курдам, то необходимо подойти к проблеме с полной глубиной».

Обратив внимание на события на Ближнем Востоке, Чапни подчеркнул, что капиталистическая империалистическая система находится в тяжелом кризисе, и сказал: «Два империалистических блока ведут войну за разделение на Ближнем Востоке. Воплощением этого является вопрос о торговых путях. США и ЕС поставили на повестку дня транспортные проекты, и Израиль является их частью. Одним из мест, через которые проходят эти дороги, является Сирия, а другим — Иран. Отражение этого разделения на народах реализуется через войну. Мы столкнулись с новой ситуацией».

«СОБЫТИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ ТРЕБУЮТ РЕШЕНИЯ»

Чапни подчеркнул, что демократы, социалисты и патриоты должны обсудить, как им действовать против столетних планов капиталистических держав, и сказал: «Курдский вопрос тоже такой. Революция Рожавы — это то, к чему приводят события на Ближнем Востоке. Революция в Рожаве — это источник вдохновения для угнетенных народов. Революция в Рожаве говорит о том, что народы могут жить вместе. Она говорит о том, что народы могут жить в мире. Она говорит о том, что существует женская либертарианская линия против понимания, враждебного женщинам, природе и людям, такого как ИГИЛ* и ХТШ. Линию революции в Рожаве пытаются сломать империалисты. Курдский буржуазный фашизм также пытается ее ликвидировать».

«МЫ ДОЛЖНЫ УСИЛИТЬ ОБЪЕДИНЕННУЮ БОРЬБУ»

Подчеркнув, что подход «затаиться, ждать и наблюдать» будет служить политике правительства, Чапни сказал: «Этот период таит в себе большие риски и возможности. Сегодня о существовании курдского вопроса говорят на самом высоком уровне. Это достижение. Достижением является и то, что президент Оджалан признан действующим лицом в решении этой проблемы, и то, что изоляция была частично прервана. Для народов Турции осознание необходимости решения курдского вопроса является достижением. Для демократических и социалистических сил гораздо легче объяснить курдский вопрос рабочему классу, отравленному шовинизмом. При условии, что мы будем вести более смелую и глубокую дискуссию. Есть и риски. Есть риск задушить волю к решению в чистилище ожидания. Формирование самоуспокоенности пустого решения — большая опасность. Мы должны быстро от этого уйти. Процесс будет идти, что бы мы ни делали. Как бы мы ни занимали ту или иную позицию, мы должны сказать, что он будет достигнут. Мы все должны быть непосредственными участниками этого процесса. Борьба за честный мир связана с борьбой за социализм. Каждое демократическое достижение курдского народа — это прямое достижение борьбы за социализм. Борьба за социализм и курдская борьба неразделимы. Необходимо усилить борьбу за справедливое, демократическое и достойное решение курдского вопроса и развить волю к построению единой борьбы с фашизмом и колониализмом. Мы должны прилагать усилия, не умолкая, не останавливаясь, не ожидая».

Панель завершилась после сессии вопросов и ответов.

 

*- террористическая организация, запрещена на территории РФ