Махмур: опасные планы для лагеря беженцев

Население Махмура уже успело не раз вписать себя в историю, ведя свою жизнь, полную сопротивления. Оно продолжит и дальше быть примером для народов региона благодаря своему образу жизни – автономному и самоуправляемому.

Лагерь беженцев Махмур, находящийся на территории южного Курдистана, – одна из постоянных мишеней для фашистского турецкого режима. Цель режима – полное уничтожение лагеря. Хотя прежде Махмур и был второстепенным вопросом на повестке дня Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического движения (ПНД), этот гражданский лагерь регулярно подвергался атакам Демократической партии Курдистана (ДПК), которая тесно сотрудничает с турецким режимом. ДПК также преследует цель закрытия лагеря, дабы его жители были расселены. Чтобы достичь этого, она поставила лагерь в условия блокады, в которой он живет почти два года.

В последнее время слышны повторяющиеся призывы к пешмерга вернуться в регион, где расположен лагерь. Особенно часто они раздаются со стороны кругов ДПК из регионального правительства Курдистана. Пешмерга покинули регион 16 июля 2017 года, когда его атаковало ИГИЛ*, сбросив его оборону на Силы народной мобилизации. Теперь они упоминают недавние атаки ИГИЛ в районах Киркука и Махмура как предлог для своего намерения вернуться. ИГИЛ недавно начало возвращаться к жизни в этом регионе. Оно атаковало силы пешмерга в Киркуке и иракских солдат в регионе Махмура, а также начало собирать налоги с местного населения в некоторых районах. Это развитие событий играет на руку недавним требованиям допустить силы пешмерга в регионы, которых коснулись эти нападения.

В то же время именно ДПК и Турция позволили ИГИЛ укрепиться в регионе Махмура, позволяя использовать свои логистические узлы. Боевики ИГИЛ пользуются безопасными укрытиями у горы Карадаг, лишь в нескольких сотнях метров от баз пешмерга ДПК. Сама гора находится в 3-4 километрах от лагеря беженцев Махмур. В глубине этой горной гряды разбили свои лагеря боевики ИГИЛ. Оттуда они постоянно атакуют население лагеря в последние годы. Они представляют постоянную угрозу для населения Махмура, нависая над лагерем дамокловым мечом.

Последние атаки ИГИЛ на силы пешмерга в Киркуке, когда погибли двое членов пешмерга и еще двое были ранены, а также на иракских солдат в деревне Махмуде неподалеку от Махмура, позволяют предположить, что в регионе строятся новые планы. Региональное правительство Ирака в лице президента Нечирвана Барзани призывает к объединению сил иракских солдат, пешмерга и международной коалиции, чтобы сопротивляться атакам ИГИЛ в регионе. Практически одновременно представитель сил США в Ираке заявляет, что США не отступят из Ирака, а международная коалиция высказывается в хвалебном ключе о своем сотрудничестве с силами пешмерга в борьбе против ИГИЛ.

Поразительно, что все эти заявления совпадают по времени с последними событиями в регионе, упомянутыми выше. Все это повышает вероятность, что в регионе будут приведены в действие новые планы, и очень скоро. ДПК, выступая по поручению регионального правительства Курдистана, давно призывала США и международную коалицию к поддержке, чтобы вернуться в спорные районы, такие как Киркук и Махмур, упомянутые в параграфе 140 конституции Ирака. Ради достижения этой цели проходили бесчисленные встречи с правительством Ирака, шли интенсивные переговоры с ним же. Но на данный момент ДПК не смогла добиться искомого результата. Военно-политические силы шиитского ополчения Сил народной мобилизации всегда стояли на пути ДПК, отчего та не могла дислоцировать в спорных районах региона своих пешмерга. Многие населенные пункты этих районов управляются региональным правительством напрямую через ДПК или Патриотический союз Курдистана (ПСК). Недавно между пешмерга регионального правительства Курдистана и представителями иракских военных при поддержке США и международной коалиции прошла встреча под руководством премьер-министра Мустафы Казими, в ходе которой были затронуты вопросы безопасности. В результате этой встречи создана совместная комиссия, которая будет заниматься ситуацией в спорных районах. Было также достигнуто соглашение проводить совместные операции против ИГИЛ в этих районах в будущем.

Учащающиеся атаки ИГИЛ в спорных районах, последнее развитие событий в регионе и настойчивость ДПК в вопросе отправки в регион своих военных дает понять с очевидностью, что в ближайшем будущем регион Махмура станет гораздо более нестабильным. Потому население лагеря «Махмур» видит возможность возвращения пешмерга ДПК в регион как тревожное развитие событий.

Лагерь беженцев «Махмур» находится пол серьезным военным, политическим, психологическим и логистическим давлением со стороны ДПК более 20 лет. Последние события лишь усиливают это давление. Из нашего предыдущего опыта мы знаем, что ежедневное давление со стороны ДПК – прямой результат политики фашистского правительства Турции. Текущие события позволяют Турции и ДПК преследовать свои планы по уничтожению лагеря более прямо и непосредственно, чем прежде.

Официально «Махмур» – ответственность центрального правительства Ирака. Однако он не получает никакой поддержки от Багдада. Даже официальный статус прибежища политических беженцев не помогает его населению получить какую-либо поддержку от Ирака. С мая 2018 года ООН прекратила содействие лагерю из-за давления со стороны Турции и ДПК. С тех пор «Махмур» не получал от ООН никакой поддержки. Население лагеря столкнулось с самыми неблагоприятными условиями. Люди были вынуждены обеспечивать свое выживание собственными усилиями. Многие из жителей «Махмура» работают в разных районах Ирака, чтобы покрывать свои расходы на жизнь.

Несмотря на последнее развитие событий в регионе, которое свидетельствует о тяжелых временах для жителей «Махмура» в будущем, население лагеря продолжает следовать своему собственному пути. Общество «Махмура» с горами Курдистана за спиной, дарующими защиту, уже не раз творило историю в своей жизни, исполненной сопротивления. Оно продолжит оставаться примером для народов региона и в будущем благодаря своему образу жизни – автономному и самоуправляемому.

Статья написана Бахтияром Чале, членом народного совета демократической самоуправляемой администрации Махмура.

* - террористическая организация, запрещена в РФ