Сопредседатель Палаты архитекторов Амеда (Диярбакыра) Сельма Аслан рассказала о новых зданиях, построенных в районе Сур компанией TOKI (государственное жилищное агентство Турции, поддерживаемое правительством). Она сказала: «Строительство велось исходя из требований безопасности и без учета уплотненности кварталов. В районе были заложены широкие улицы, соединяющие 6 полицейских участков и общественные здания. Все планы исходили исключительно из требований безопасности, принципы урбанизма были проигнорированы».
Аслан отметила, что так называемые «гечеконду» (трущобы) начинают появляться и в других частях города и что пережитые проблемы и серьезные трудности, с которыми столкнулись люди, вынужденные переехать из-за неудобств после того, как район перекроили и отстроили, создадут серьезные проблемы для города и его жителей в будущем.
Турецкое государство разрушило старый район Сур в Амеде, где было множество исторических домов и зданий. Это произошло здесь во время сопротивления самоуправления, объявленного в 2015-2016 годах. По состоянию на март 2016 года работы по сносу старых домов начались в 6 микрорайонах, на территории которых был введен комендантский час. После того как работы здесь были завершены, турецкая TOKI взяла на себя так называемую «реновацию». Строительство зданий, не соответствующих историческому и культурному контексту, вызвало широкую реакцию архитекторов, инженеров и градостроителей.
Аслан рассказала в беседе с «ANF», что жители района были эвакуированы, а строительные работы начались в марте 2016 года. Она добавила, что министерство окружающей среды и урбанизации начало процесс сноса с учетом внесенных в существующие планы изменений.
Мишенью стали жители и демографическая структура населения
Аслан убеждена, что старую структуру Сура можно было сохранить, но вместо этого она была разрушена и с ней обращались так небрежно, что от прежнего района не осталось и следа.
Архитектор добавила: «Здания, которые строились исходя из требований безопасности, были возведены без учета структуры улиц. В районе были заложены широкие улицы, соединяющие 6 полицейских участков и общественные здания. Когда планы закладывались, исходя из решения вопросов безопасности, принципы урбанизма были проигнорированы. Уличная структура района была очень серьезной причиной для включения Сура в список историко-культурного наследия. Уничтожение этой его особенности – большая проблема. Когда идёт архитектурное планирование будущего городского места, вы фактически определяете новый образ жизни. Демографическая структура этого района стала мишенью. Все, от социокультурной структуры до экономики района, было полностью трансформировано. Теперь эта территория коммерциализирована. Мы также знаем, что эта территория будет использоваться в туристических целях. Таким образом, характер использования района также изменился. Эту местность будут использовать как днем, так и ночью. Мы имеем дело с территорией, которая будет дегуманизирована».
Подчеркнув, что Сур хотели превратить в место, где больше не будет старых соседских отношений, где культурные взаимодействия отомрут, Аслан добавила: «Образ жизни жителей Сура пострадал. Совершенно ясно, что структура изменилась полностью. Поэтому мы думаем, что в ближайшие 10 лет постройки на этой территории деформируются».
Отметив, что еще одной важной проблемой является то, где и какой жизнью живут люди, насильственно переселенные из Сура, Аслан добавила: «Мы увидим, как травмы, пережитые этими людьми, отразятся на этом городе и его жителях. Мы обязательно столкнемся с тем, что они создадут серьезные проблемы в будущем. Потому что не было никакого проекта, связанного со старым Суром. Прежде всего это искаженное и неподходящее планирование создаст серьезные архитектурные проблемы. Государство обязано защищать исторические и культурные объекты, но здесь произошло обратное. Турция подписала множество международных конвенций по этому вопросу. Но эти конвенции – всего лишь бумага, на которой они изложены. Турция их не соблюдает. Мы, палата архитекторов, неоднократно призывали к осторожности, требовали, чтобы эта территория была открыта для экспертов. Мы снова и снова просили ЮНЕСКО приехать сюда и расследовать происходящее, но ничего подобного не произошло».
Мы столкнемся с большими проблемами
Заявив, что новые строения в Суре на самом деле представляют собой беспорядочные скопления зданий, Аслан сказала: «Постройки, возведенные в разрушенных местах, похожи на тюрьмы. И, хотя они предлагают восстановить их заново, мы можем только ответить, что это место должно быть полностью снесено. Опять же, одной из самых серьезных проблем является то, что здания там построены из некачественных строительных материалов. Поскольку это небрежная работа, мы столкнемся с множеством проблем в будущем. Вместо того чтобы ремонтировать разрушенные строения, они сносили их спецмашинами. Особенно это коснулось строений из черного базальта».