Турецкие оккупанты продолжают использовать доступ к воде в качестве инструмента войны против жителей северо-восточной Сирии после того, как их планы вторжения в этот регион были сорваны. Захватчик используют доступ к воде для экономического давления на автономную администрацию, и главным образом используют возможности водоснабжения «Алок» и реку Евфрат.
Турецкое государство и его наемники уже более двух лет перекрывают воду, идущую к кантону Хасаке со станции «Алок». Хотя были заключены договоренности о доставке воды в Хасаке, турецкое государство и его наемники постоянно их нарушают.
Миллионы людей в кантоне Хасаке страдают от нехватки воды после того, как оккупационные силы отключили подачу воды на станции «Алок», которая до вторжения в октябре 2019 года была основным источником питьевой воды в регионе Хасаке и сейчас находится под контролем оккупационных сил. Турция не менее 36 раз перекрывала воду в качестве средства ведения войны против мирного населения региона.
3 июля Управление водного хозяйства кантона Хасаке объявило все города, районы, села и поселки кантона зоной стихийного бедствия из-за продолжающихся отключений воды. В зону бедствия также входят села Тель Тамир, а также лагеря «Холь», «Вашокани» и «Сарекание». Управление водных ресурсов указало, что продолжение стихийного бедствия является результатом соглашения России, Турции и Сирийским правительством с целью «задушить» людей на северо-востоке Сирии и уничтожить их демократический опыт государственности.
Комитет муниципалитетов кантона Камышло, который начал работу по обеспечению водой Хасаке 18 июля после того, как турецкое государство отключило воду на станции «Алок», во второй раз доставил питьевую воду в центр города и сельские районы Хасаке.
Сегодня в Хасаке отправлено еще 54 цистерны с водой. Воду раздали жителям города.
Член Исполнительного аппарата Комитета муниципалитетов Камышло Масуд Юсуф заявил, что доставка воды в Хасаке была направлена на облегчение бремени покупки питьевой воды населением.
Юсуф сказал, что вода распределялась среди людей в сотрудничестве с комитетом муниципалитета Хасаке.
Отсечение сирийской доли воды реки Евфрат Турцией началось в 2017 году. С тех пор воду время от времени перекрывают. Но с 27 января 2021 года турецкое государство систематически перекрывает воду начисто. Турция пропускает всего 200 кубометров воды в секунду вместо 500 кубометров, согласованных изначально. Это нарушает соглашение 1987 года между Сирией и Турцией.
Уровень Евфрата сильно упал из-за отключения воды на 30 месяцев. Уровень воды за тремя плотинами на реке Евфрат в Сирии, самой большой из которых является Евфратская плотина в Табке, значительно уменьшился.
В то время как водохранилище Евфратской плотины содержит 14,5 миллиардов кубических метров воды, в последнее время оно уменьшилось на 4 миллиарда кубических метров из-за сокращения поступления воды из Южного Курдистана. Воды, выделяемой турецким государством, недостаточно для покрытия потребностей региона в питьевой воде, ирригации и выработке электроэнергии.
Автономная администрация Северной и Восточной Сирии призвала мировые державы, правительства Дамаска и Ирака оказать давление на Турцию, чтобы она действовала в соответствии с международным правом и не ограничивала долю Сирии и Ирака в воде Евфрата. Однако правительства Дамаска и Багдада хранят молчание и не занимают никакой позиции по данному вопросу.
Правительство Ирака также недавно заявило, что запасы воды в стране фактически истощились и что вода из Турции, Сирии и Ирана составляет менее 70 процентов от прежней, оговоренной ранее, доли.