Карасу: эффект военного переворота 1980 года ещё не исчерпан

Мустафа Карасу рассказал о последствиях военного переворота, произошедшего в Турции в 1980 году, и прекращении дела об убийствах в отеле «Мадымак».

Мустафа Карасу, член Исполнительного совета АОК, рассказал о последствиях военного переворота и прекращении дела о поджоге отеля «Мадымак».

Первую часть интервью с ветераном курдской политики можно прочитать здесь, а вторую – здесь

- Прошло 43 года с момента фашистского военного переворота, осуществленного 12 сентября 1980 года. Какие последствия для Турции и Курдистана имели эти события, какое влияние оказывал переворот до сегодняшнего дня?

- Последствия военного переворота были весьма значительными. Накануне этих событий в Турции возник сильный демократический импульс, развивались левые, социалистические идеи. Если оценивать случившееся с высоты сегодняшнего дня, мы увидим, что социалисты и демократы в Черноморском регионе оказались лишены возможности вести свою деятельность, но при всех сложностях это был важный район революционной борьбы. Молодежь вела весьма эффективную революционную борьбу в этом регионе. В нашей группе были и товарищи из этого региона, Хаки [Карер] и Кемаль [Пир]. Затем наступило 12 сентября. Участники переворота хотели создать новую Турцию, подавив левые и демократические силы, подавив народ курдов, чтобы избавиться от «курдского вопроса» путем геноцида. Одним из методов, который они использовали, был так называемый «политический ислам», развитием которого и занялись власти. В первые годы Турецкая Республика проводила политику, не допускавшую исламистов в систему, преследуя их. Но после переворота 12 сентября стало ясно, что курдский народ подавить не удастся, а нейтрализовать существующей политикой левых тоже невозможно. После этого режим пошел другим путем и ввел политический ислам в систему, как новый, но при этом и старый, опробованный метод.

На сегодняшний день мы видим действия продукта 12 сентября – Партии справедливости и развития (ПСР). Переворот открыл дорогу Фетхуллаху Гюлену и его последователям, а также политическим исламистам. Власти рассчитывали интегрировать их в систему для осуществления геноцида курдов и подавления левых оппозиционеров и социалистов. Прежде представители ислама не соучаствовали в политике геноцида. Были те, кто поддерживал такую стратегию, но в целом люди, придерживавшиеся исламских ценностей, сторонились стратегии геноцида, которую принял турецкий режим. Переворот 12 сентября сделал их соучастниками этой политики. Пожалуй, это самое страшное зло, причиненное мусульманскому народу и тем, кто исповедует ислам в Турции. Именно переворот 12 сентября стал причиной этих событий. Давление оказывали и на социалистов, чтобы те сторонились курдов.

Вплоть до 12 сентября самой главной повесткой дня левых, всех революционеров был курдский вопрос. Они не говорили о независимости Курдистана, не считая это целесообразным, но все они указывали в своих программах право курдского народа на самоопределение. Они говорили о федерации, автономии. Если оценить ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, то некоторые люди, называющие себя левыми социалистами, дистанцируются от курдского вопроса, говоря, что государство не должно иметь с этим ничего общего. Это тоже результат событий 12 сентября. Таким образом, переворот сузил пространство действия для демократических кругов, ограничил силу мысли, породил врагов искусства и врагов интеллигенции. До 12 сентября Турция переживала своеобразный «ренессанс». Проблемы в стране были и прежде, но это был в целом светлый период. Но позже, когда наступило 12 сентября, Турция утратила очень многое. Страна стала эпицентром ближневосточного реакционизма. Именно поэтому турецкий режим атакует курдское освободительное движение, которое играет центральную роль в демократизации Ближнего Востока.

- Когда мы говорим о военном перевороте 12 сентября, на ум приходит тюрьма Амеда [турецкое название города – Диярбакыр]. Сегодня ответственные представители правящей фашистской коалиции ПСР/ПНД хотят превратить военную тюрьму Амеда в музей, чтобы скрыть свои преступления. Однако, в то же время мы видим, что блок ПСР/ПНД превратил все турецкие тюрьмы в подобие застенков Амеда. Как Вы оцениваете планы сделать эту тюрьму музеем и сегодняшнее давление на заключенных?

- Оценивая нынешнюю ситуацию, мы видим, что агрессия против курдских заключенных превзошла даже пытки, которые начались 12 сентября. После переворота к людям в фашистских застенках каждый день применялись грубые физические пытки, но сейчас давление стало куда более разнообразным. Прежде, когда заключенные находились в Амеде, их семьи приезжали к ним и видели своих детей, а теперь заключенных отправляют далеко за пределы Курдистана, чтобы они не могли видеться со своими близкими. Это планомерная политика, совершенно сознательный подход. В тюрьме Амеда применялись пытки. Люди сопротивлялись давлению и гибли. Сейчас создаются такие условия, что все болеют, и заключенные умирают от болезней. 12 сентября заключенных было меньше, во всех тюрьмах было около трех тысяч человек. Но сейчас количество узников значительно увеличилось. В тюрьмах сидят не только бойцы и политики, но и все патриоты.

Поэтому заявление ПСР о том, что учреждение в Амеде станет музеем, представляет собой насмешку над курдским народом. Курды хотят, чтобы это был музей прав человека, но ПСР намерена поступить иначе. Это место станет частью плана по геноциду курдов. В тюрьмах идет активное сопротивление агрессии против курдского народа. Поскольку враг хочет полностью уничтожить РПК и партизан, политические заключенные подвергаются наибольшему давлению. Вражеский режим сконцентрировался на фигуре Абдуллы Оджалана, потому что именно он помог нашему народу осознать себя и организоваться. Это необходимо понимать, и люди должны всячески поддерживать сопротивление заключенных.

- Фашисты из ПСР/ПНД хотят разработать свою собственную конституцию, аргументируя это тем, что конституция от 12 сентября – конституция переворота. Почему фашистское правительство, считает необходимым принять новую конституцию?

- Заявление ПСР о том, что они примут гражданскую конституцию и избавятся от военной конституции, вызывает лишь приступ смеха. Конституция, которую они примут, будет ещё хуже нынешней, в этом можно не сомневаться. Это будет конституция геноцида. Они напишут конституцию, которая будет призвана запугать революционеров. После Араратского восстания [1926 г.] в газете «Миллиет» появилась карикатура под названием «Здесь похоронен воображаемый Курдистан». Эта конституция – своего рода воображаемый Курдистан, воображаемый социализм, воображаемая демократия. Вот почему, как мы уже говорили, никто не должен участвовать в этих конституционных дебатах, никто не должен относиться к ним серьезно. Никто из оппозиции не должен относиться к происходящему всерьез, и курдское демократическое движение не должно относиться к этому так, будто дебаты и обсуждения имеют какой-то смысл. Мы уже говорили, что фактически турецкая конституция включает лишь одну действующую статью – о геноциде курдов. Теперь они сделают это истребление систематическим подходом. Конституция, которая не признает существования народа курдов, не может быть демократической конституцией, её нельзя назвать основополагающим гражданским законом. Это будет конституция геноцида. Она не может быть демократической, потому что демократии ставятся препоны, чтобы курды не могли пользоваться своими правами. Демократической может быть только та конституция, которая признает существование нашего народа.

Никто не должен участвовать в конституционных дебатах. Вы можете говорить, что никто не вправе издеваться над целым народом, что это пустая демагогия, и новая конституция может стать хуже той, что была создана во времена военного переворота. Нынешний режим способен написать конституцию, похожую на гитлеровскую. Выбирайте взвешенный подход, избегайте пустых дискуссий.

- Дело о резне в отеле «Мадымак» (в 1993 году в нём произошло массовое убийство – 33 представителя алевитской интеллигенции были сожжены заживо в этой гостинице, расположенной в Сивасе) было прекращено по причине истечения срока давности. Алевитские организации отреагировали на этот факт. Как можно оценить прекращение этого уголовного дела?

- Прежде всего, я хотел бы с уважением почтить память тех, кто погиб в «Мадымаке». Эта трагедия требует всесторонней оценки. Говорят, что ИГ* [Исламское государство*] впервые подняло голову именно там. Это событие – жестокое преступление, для которого характерны менталитет, методы и практический подход боевиков, совершающих теракты. Это и был теракт ИГ. Государственные органы наблюдали за этим и даже отдавали распоряжения. Именно поэтому Эрдоган установил такие тесные отношения с ИГ. Хакан Фидан фактически стал боссом ИГ и именно он координирует отношения Турции с этим преступным формированием. Именно Фидан обеспечил укрытие лидеров ИГ на территориях, оккупированных Турцией. Можно сказать, что это человек с менталитетом ИГ. Резня в Сивасе – самый конкретный пример. Я очень хорошо знаю Сивас, поскольку я вырос в этом городе, я проходил мимо здания отеля «Мадымак» почти каждый день. Этот район я знаю лучше всего. Юношей я продавал марки на почте.

В Сивасе распространен религиозный фанатизм. Это общество выбрало своей религией политический ислам, и менталитет, который порождает такая ситуация, провоцирует их атаковать алевитов. Будь для этого общества характерна религия в её обычном виде, подобной ситуации не сложилось бы, но в Турции всегда существовала напряженность между суннитами и алевитами. Если некие силы планируют устроить переворот или разжечь конфликт, начинается провокация подобных инцидентов. Одним из важнейших факторов в реализации переворота 12 сентября стала резня в Мараше (турецкое название Кахраманмараш). Исход дела о трагедии в отеле «Мадымак» шлет алевитам четкое послание о том, что их можно убивать. Реакционеры тоже получили свой «месседж» – о том, что они могут уничтожать алевитов. Там было убито не просто несколько человек, там были убиты все алевиты, кто прибыл в этот отель, все они были сожжены и стали жертвами массового убийства. Прекращение этого дела дает понять, насколько реакционным и бесчеловечным стал турецкий режим. Эта власть выбрала именно такой подход к обществу, насчитывающему не менее 20 миллионов человек. Это такой же подход, как и к курдам. Они фактически прямо говорят, что алевитов можно убивать, и никто за это не ответит; курдов тоже можно убивать, и никто за это не ответит.

Поэтому алевиты часто терпят нападения. Такие инциденты случались в Мараше, Малатье, это произошло в Сивасе, а завтра на алевитов могут напасть и в другом месте. Так происходит потому, что эти акты агрессии всегда остаются безнаказанными. Этот вопрос должен привлечь внимание алевитов. Пока Турция не демократизируется, нападения не прекратятся. Поэтому алевитам необходимо принимать активное участие в демократизации страны. Свобода вероисповедания обеспечивается демократией. Тот, кто удерживает алевитов от борьбы за демократизацию, их враг. Такие люди не позволяют изменить ситуацию алевитов, когда те становятся мишенями подобных нападок. Я призываю алевитов отнестись к тому, чем закончилось дело об убийствах в отеле «Мадымак», всерьез.

* - террористическая организация, запрещена в РФ