Жители лагеря беженцев имени героя Рустема Джуди (Махмур) могут получать знания на курдском языке уже около 27 лет. Для улучшения качества образования здесь были приложены серьезные усилия.
Пресс-секретарь Комиссии по вопросам образования Бериван Кая рассказала ANF о нюансах образовательной системы в лагере и новом учебном годе.
Для школьников Махмура учебный год начался 13 сентября. Кая рассказывает: «Перед началом нового учебного года мы решили провести семинар, чтобы обсудить наши проблемы и прийти к решениям. Мы создали специальную комиссию для поиска решений. Около двух месяцев эта комиссия занималась всеми проблемами в области образования и успешно завершила работу в августе, решив поставленные задачи. После оценки сделанного и обсуждения дальнейших предложений был согласован базовый план на новый учебный год. Мы внесли в систему некоторые изменения и дополнения и снизили нашу нагрузку. Эта работа легла в основу 2022-2023 учебного года. Сбор данных о наших учащихся продолжается. По информации на сегодняшний день, в лагере около 3 000 учеников. В рамках нашего образовательного проекта здесь работают пять детских садов. Также у нас есть 4 начальные школы, две средние школы и гимназия. Есть у нас и планы о том, как начать предоставлять высшее образование. Система образования, функционирующая в лагере Махмур, представляет собой хороший пример образования на родном языке для всех четырех частей Курдистана. Мы занимаемся этим на протяжении последних 27 лет. Мы преодолели трудности в плане обучения на родном языке. В этом году у нас прошло специальное мероприятие для учеников младших классов. Также были отремонтированы здания, мы покрасили стены начальных школ».
Эта система образования лучше многих
Кая добавила, что система совместного председательства, разработанная для курдской политики, была принята и в сфере образования. Этот принцип получил широкое распространение в учебных заведениях после 2015 года. «В наших школах 31 администратор и 150 учителей. Основная цель системы образования – организация учебного процесса и управление школами в соответствии с принципами демократической нации. Если оценить образование в этом регионе, наша система служит примером для других учебных заведений. Когда делегации из-за пределов лагеря приезжали в Махмур и проводили исследования, они сделали вывод, что здешняя система намного прогрессивнее, чем другие примеры в регионе. Мы добились этого, построив нашу систему образования в рамках парадигмы, предложенной Оджаланом», - отметила она.
Блокада лагеря создает серьезные неудобства
Кая коснулась проблемы блокады лагеря, которая подрывает работу местной системы образования: «Каждый год мы ремонтируем наши школы. Это серьезная финансовая нагрузка и проблема. Мы вели переговоры с центральным правительством Ирака по этому поводу. Однако, наши требования не были приняты. Нам не предоставили учебные материалы, включая учебники, канцелярские принадлежности и т.д. Мы сталкивались с этими препятствиями и до введения действующего сейчас эмбарго. Нередко они конфисковывали материалы, переданные в лагерь. Это лишь одна из несправедливостей, допущенных правительством по отношению к нам и нашим детям. В рамках дипломатических встреч прошла беседа с министром образования Ирака. На этой встрече мы рассказали о наших требованиях. Мы также обсуждали ситуацию со студентами, которые хотели бы получить высшее образование, но нам не дали никакого ответа по этому поводу. При этом наши студенты сдали необходимые экзамены и получили хорошие оценки. Тем не менее, мы пытаемся найти решение этой проблемы. К сожалению, у нас нет необходимых материалов для того, чтобы предоставить университетское образование в лагере. По отношению к нам допущена очевидная несправедливость. Это часть общей политики угнетения».