Из плена в командиры: история Малаки Тавус

Интервью с командиром ЖОЭ Хезой Шенгали, которая попала в плен во время геноцида, устроенного ИГИЛ, и после освобождения вступила в Женские отряды Эзидхана (ЖОЭ).

Малака Тавус (Ангел-Павлин)  — мятежная и благородная женщина, творец, который не склоняется ни перед кем. Хеза — такая же, она получила тяжелые ранения в черном аду ИГИЛ*, но не струсила и не отступила. После спасения из рук ИГИЛ Хеза обрела дух Малаки Тавус и воссоздала себя, воспользовавшись своим бунтарством и творческой силой. Она поднялась из плена и стала командиром женских отрядов Эзидхана. 

Хеза Шенгали пишет: «До геноцида езиды были не в состоянии защищать себя и управлять собой. Они были лишены самостоятельности во всех аспектах жизни. Однако затем общество езидов было организовано в соответствии с философией лидера Апо, и теперь они могут защищать себя и управлять собой. Все не так, как было до указа, все находится в руках езидского общества».

Хеза родом из деревни Дигуре в Шенгале, из племени кираниян. У Хезы, которая происходит из многолюдного племени, 10 братьев и сестер. 3 августа 2014 года, во время 73-го указа, она, будучи ребенком, была похищена бандитами ИГИЛ, многократно продана и подвергнута бандитами всевозможным пыткам. Ее история — это история Малаки Тавус. Малака Тавус — мятежная и благородная женщина, творец, которая не склонялась ни перед кем. Хеза — такая же, она получила тяжелую рану в черном аду ИГИЛ, но она не пасует перед этой раной, не отступает перед ней, она осознает эту рану, которая горит как уголек. После того как Хеза была спасена от ИГИЛ при поддержке Женских отрядов самообороны (ЖОС) и Сирийских демократических сил (СДС), она обрела дух Малаки Тавус и воссоздала себя, опираясь на свои бунтарство и творческую силу. После спасения она присоединилась к женским отрядам Эзидхана (ЖОЭ) во имя езидских женщин и детей, ожидающих спасения.

Вскоре Хеза дослужилась до командира. Сопротивление Хезы превратилось в документальный фильм. Документальный фильм «Хеза» посвящен геноциду, которому подверглись езиды. Через историю жизни Хезы Шенгали, он рассказывает о бесчеловечных методах, применявшихся к езидам от Шенгала до Реки. Документальный фильм «Хеза», снятый режиссером Дарией Даниз, является документом об указе, навязанном общине езидов, и на данный момент он получил 9 наград.

30 января 2024 года в Европейском парламенте (ЕП) при поддержке Попечительского совета езидских женщин (ПСЕЖ) и Центрального союза езидских ассоциаций состоялась конференция. Одной из участниц была Хеза Шенгали, член командования Женских отрядов Эзидхана (ЖОЭ). Мы поговорили с Хезой Шенгали о конференции и о том, как изменился Шенгал после принятия указа. 

- Конференция езидок прошла в Европейском парламенте в Брюсселе под руководством Попечительского совета езидских женщин (ПСЕЖ) и Центрального союза езидских ассоциаций. Как прошла конференция? Можете ли вы поделиться своими наблюдениями?

- Конференция езидок прошла хорошо. Такая конференция была организована впервые. Для нас приезд из Шенгала на подобную конференцию был очень необычным с духовной точки зрения. Важно было организовать два семинара, посвященных ситуации в Шенгале и обсуждению положения женщин на этой территории. Были проведены обширные дискуссии о Шенгале. На конференции также обсуждались государства, которые не предпринимают позитивных шагов, несмотря на признание событий в Шенгале в 2014 году геноцидом. Все участники конференции согласились с тем, что езиды имеют право на самооборону и самоуправление в Шенгале. Конференция вызвала большой интерес. Впервые сами езиды обсуждали и говорили о своих проблемах в Европейском парламенте, и это привлекло внимание. В общем, комментарии и отношение к содержанию конференции были в целом положительными.

Курдский народ выражает свои страдания в песнях. Это традиция курдского народа, называющаяся дангбеж (народная песня). Дангбеж — это рассказанная в устной форме история о прошлом. Народная песня, которую одна из матерей-езидок пела на конференции, — краткое изложение недавней истории. Я не помню, сколько раз я ее слушала, но мне хочется слушать снова и снова. Слова пронзают тебя:

«О моя газель....

О газель горы Шенгал.

Ой газель.

Моя газель, они пришли ко мне от подножия горы Шенгал.

Я обратила внимание и сказала: «Боже мой, это четыре газели

Два детеныша газели и две газели-матери».

Детеныши газели прыгают через своих матерей-газелей.

Они слушали своих охотников.

Мои газели — это газели горы Шенгал.

Мои газели были ангелами на горе Шенгал.

Мои газели были одеты в белое.

Все чудовища мира напали на моих газелей и взяли их в плен, сняли с них белые одежды и одели их в черные одежды Алеппо, как черные ручьи на их лицах.

Они сковали моих газелей...»

В том же зале все вместе поют гимн Харна Пеш. Этим гимном они как будто прикрывают свою боль. Я все думаю об этой матери...

- В конце конференции в зале раздалось пение одной из матерей. Каково было главное требование этих матерей и езидских женщин?

- Когда мы обсуждали ситуацию в Шенгале и ситуацию с пленными езидками, матери были очень тронуты. Они эмоционально выразили свое мнение и призвали все международные институты по правам человека взять на себя ответственность и принять меры, чтобы предотвратить новый геноцид в Шенгале. Они также призвали всех людей, кому не чужда совесть, поддержать езидскую общину и езидских женщин. Матери хотели, чтобы все услышали голос езидской общины и приняли соответствующие меры.

Шенгал все еще находится в тисках геноцида. Иран, Ирак и Турция пали так низко, что могут торговать свободной жизнью этого народа, подвергшегося 74 геноцидам, ради собственных государственных интересов. Однако Шенгал больше не беззащитен, как это было до 3 августа 2014 года. Езиды, создавшие собственную самооборону, опирались друг на друга – все,  от мала до велика — и решили бороться всеми силами, чтобы предотвратить новый указ.

Каковы ваши ожидания от обороны Шенгала? Что должно быть сделано как в Ираке, так и на международном уровне для предотвращения нападений?

Мы будем противостоять нападениям до конца. Как силы обороны ЖОЭ-ОСЭ, мы готовы до конца защищать езидов и общины, живущие в Шенгале, и противостоять любым нападениям. Чтобы защитить Шенгал, Ирак должен сначала признать его статус, что предотвратит все виды нападений. Мы надеемся, что иракское правительство, которое всегда заявляло, что Шенгал — это иракская земля, сделает шаг в этом направлении. Кроме того, международное сообщество должно признать как статус Шенгала, так и факт геноцида. С другой стороны, государства, признающие геноцид, должны предпринять соответствующие шаги. Только так мы сможем остановить нападения на Шенгал.

В ходе геноцида, начавшегося 3 августа 2014 года, десятки тысяч езидов были уничтожены террористами ИГИЛ* на глазах у всего современного мира. Их похищали, их продавали на невольничьих рынках. Благодаря своей 9-летней борьбе силам СДС и ЖОС удалось спасти многих похищенных женщин и детей. Совсем недавно, в ходе «Гуманитарной операции и операции по обеспечению безопасности», начатой силами внутренней безопасности северной и восточной Сирии 27 января в лагере «Холь», была спасена еще одна езидская женщина по имени Кован Идо Хорто, похищенная в деревне Хардан в Шенгале. Продолжаются усилия по поиску женщин и детей, судьба которых до сих пор неизвестна. Хотя точное число их неизвестно, оно исчисляется тысячами.

- Во время операции сил СДС и ЖОС в лагере «Холь» была спасена еще одна езидка, Кован Идо Хорто из Шенгала. Как вы поступаете со спасенными женщинами и детьми? Есть также женщины и дети, судьба которых до сих пор неизвестна. Что вы делаете для этих езидов?

- Мы очень рады, что еще одна езидка была спасена от ИГИЛ после 10 лет плена. С 2014 года сотни езидок были спасены силами СДС и ЖОС и переданы своим семьям. Однако судьба еще сотен езидских женщин до сих пор неизвестна. Мы продолжаем работу по спасению езидок, которые все еще находятся в руках банд ИГИЛ. Мы будем бороться до тех пор, пока все езидские женщины не будут освобождены. Но это не должно ограничиваться только военной сферой, все должны бороться за освобождение пленных женщин. Мы не сможем жить в мире, пока все пленные женщины не будут освобождены.

После принятия указа езиды были вынуждены мигрировать в разные части света, где они также подвергаются дискриминации. И вновь ИГИЛ удерживает многих езидских женщин и детей в Турции, выставляя их там на продажу. Сообщается, что многие езидки продаются влиятельным людям в Катаре и Саудовской Аравии. Одним из самых трагических моментов является то, что езиды, которые подверглись геноциду в Шенгале из-за бегства ДПК, подвергаются угнетению в лагерях в Южном Курдистане и используются в качестве заложников против Шенгала. Несмотря на это, в последнее время ускорился процесс возвращения езидов, находящихся в лагерях, на родину в Шенгал. Я спрашиваю Хезу об их возвращении.

- Продолжается ли возвращение езидов на родину? Возвращаются ли те, кто остался в лагерях? Есть ли у вас призыв к езидам, которые вынуждены были мигрировать?

- Возвращение в Шенгал продолжается. Большинство езидов, которые вынуждены были жить в лагерях, вернулись. Однако в лагерях все еще остается много наших единоверцев. Несмотря на то, что против Шенгала реализуется грязный план, езиды продолжают возвращаться на свои земли. Они возвращаются с осознанием того, что Шенгал — это место, где они могут жить в соответствии со своей культурой и верованиями. Я призываю езидов, живущих в лагерях, вернуться на землю Шенгала, чтобы они могли жить на своей земле, не будучи притесненяемыми за свои убеждения. Наш народ должен знать: что бы ни случилось, мы, как силы ЖОЭ-ОСЭ, будем защищать их и наши земли до конца».

До принятия указа народ езидов был замкнут в себе. Их жизнь была организована в соответствии с их древней культурой и верованиями. Они были беззащитны как общество, и особенно беззащитны были езидки. После 3 августа 2014 года езиды уже не так беззащитны, как раньше. Многие женщины заняли свое место в рядах ЖОЭ. Интересно, что это за трансформация?

- Если сравнить события до и после массовых убийств в Шенгале, что изменилось? Сейчас там существует Автономная администрация. Каков опыт и каковы переживания езидов?

- До геноцида езиды были не в состоянии защищать себя и управлять собой. Они были лишены самостоятельности во всех аспектах жизни. Однако затем общество езидов было организовано в соответствии с идеями и философией лидера Апо, и теперь они могут защищать себя и управлять собой. Другими словами, можно смело сказать сказать, что ничего не осталось так, как было до указа, все теперь в руках езидской общины. Езидская община и другие народы Шенгала сами определяют свою судьбу.

* — террористическая организация, запрещена в РФ