Халабджа: рана, которая кровоточит 35 года
Сегодня исполняется 35 лет с тех пор, как Саддам Хусейн убыл тысячи своих граждан в результате химической атаки на город Халабджа.
Сегодня исполняется 35 лет с тех пор, как Саддам Хусейн убыл тысячи своих граждан в результате химической атаки на город Халабджа.
Сегодня исполняется 35 лет со дня химической атаки на курдский город Халабджа в Южном Курдистане. Систематически терроризируя курдское население, Саддам Хусейн пытался заставить замолчать своих критиков и в то же время испытать свое химическое и биологическое оружие.
Курдский город Халабджа, расположенный примерно в 240 км к северо-востоку от Багдада и в 11 км от иранской границы, подвергался артиллерийским обстрелам 14 и 15 марта 1988 года.
16 марта небо было полно яда. Было облачно, как будто само солнце переживало из-за того, что должно было произойти.
В 23.00 50 иракских военных самолетов пролетели над Халабджой, городом с населением 80 000 человек, и бомбардировали его в течение примерно 5 часов.
После обстрела город погрузился в тишину. По словам тех, кто выжил в те дни, следы жизни отсутствовали.
Всего за несколько часов погибло более 5000 человек, включая детей, женщин и стариков, а еще от 7000 до 10 000 человек получили ранения.
Химическая атака на Халабджу была самой страшной трагедией в стране. Повсюду лежали трупы.
Эксперты подтвердили по собранным образцам из города, а затем и от пострадавших, что для бомбардировки города использовались три вида токсичных газов (цианид, токсичный иприт и зарин).
По прошествии многих лет «Международная амнистия» составила список из более 1000 человек, пропавших без вести в городе Халабджа из-за химического обстрела. По данным официального сайта амнистии, многие до сих пор числятся пропавшими без вести.
«Во время химической атаки мы были у реки Сирван, и выхода оттуда не было. Внезапно мы увидели, как самолеты сбрасывают бомбы, и тут же почувствовали очень неприятный запах – запах горелого, хотя и не знали, что это пахнет химикатами, – вспоминает Азиз Мохаммед Фатх, который был ранен в результате химической бомбардировки Халабджи. – Пришли какие-то люди и повезли нас на машине в сторону иранских городов. Мы спросили их, где мы находимся? Нам сказали, что это больница Керманшаха. Оттуда мы отправились в Тегеран».
Он сказал, что их перевели в район Бехаирка в Эрбиле, где они жили в палатках. Позже он вернулся в Халабджу. «В день трагедии пешмерга закрыла нам дорогу, мы не смогли выбраться», – сказал он.
Роль Демократической партии Курдистана (ДПК) и Патриотического союза Курдистана (ПСК) в трагедии в Халабдже?
Политологи считают, что когда курдские партии действуют в соответствии со своими партийными интересами, то результатом неизбежно становится то, что произошло в Халабдже. Некоторые курдские партии использовали Халабджу в своих политических интересах и эксплуатировали ее после трагедии.
КДП встала на сторону Иракского баасистского режима, а ПСК на сторону иранского режима, что привело к разрушениям и массовым убийствам в курдских городах.
Халабджинская трагедия – одно из самых трагичных событий в истории курдского народа и всего региона. Наблюдатели говорят, что это было физическое истребление курдского народа, трагедия, которую курдский народ будет помнить всегда.
Кто стоит за трагедией в Халабдже?
Несколько партий и деятелей стояли непосредственно за этими массовыми убийствами и были главной причиной этого гнусного преступления.
Иракский баасистский режим под руководством Саддама Хусейна, который отдал приказ своему двоюродному брату Али Хасану аль-Маджиду, в то время секретарю Северного отделения партии Баас, обстрелять город Халабджа. Он и совершил массовое убийство в Халабдже. Позже его назвали химическим Али.
Голландский суд счел, что массовое убийство в Халабдже соответствует требованиям конвенций о геноциде.
5 декабря 2012 года шведский парламент признал трагедию в Халабдже геноцидом курдов.
По словам наблюдателей, Халабджа продолжает страдать от последствий химической бомбардировки. Многие дети рождаются с физическими недостатками.
«После воздействия химического вещества мое зрение ослабло, и я заболел. 10 лет назад моя жена перенесла около шести операций. Никто нам не помог, – сказал Азиз Мохаммед Фатх. – Мы призываем областное правительство обеспечить нас необходимой медицинской помощью и лекарствами».
Весь мир, особенно курдский народ, ежегодно в 23.30 16 марта отдают дань памяти жертвам трагедии в Халабдже.