Езиды требуют эксгумации братских могил

В связи с приближением годовщины геноцида, который террористы ИГИЛ совершили против езидской общины в Шенгале, жители пострадавшего района требует эксгумации массовых захоронений и судебного преследования боевиков, атаковавших город.

Массовые захоронения с останками людей, убитых террористами ИГИЛ* в ходе геноцида в 2014 году, ждут эксгумации уже девять лет. Многие жертвы массовых расправ были похоронены в братских могилах в деревнях, и эта ситуация остаётся незаживающей раной в памяти езидов. Люди вынуждены видеть эти братские могилы, напоминающие им о геноциде, каждый день.

В августе 2014 года ИГИЛ атаковало Шенгал, после чего в городе началась резня. С тех дней прошло 9 лет, но последствия геноцида до сих пор видны и в самом Шенгале, и в близлежащих деревнях. Массовые захоронения – один из самых страшных отзвуков тех событий. Езиды, требующие эксгумации, говорят: «Мы страдаем каждый день, мы помним об этом 24 часа в сутки, потому что видим эти могилы. Этому пора положить конец».

После геноцида езиды создали собственные силы самообороны. Все эти девять лет они ведут великую борьбу за возвращение на родину, за будущее, свои деревни и дома. В 2014 году многие езиды были убиты, а их тела до сих пор лежат в братских могилах. Из большинства обнаруженных массовых захоронений останки не извлечены по сей день.

Массовые захоронения в деревне Сиба

Деревню Сиба Шейх Хыдыр населяет племя кирани. Кирани всегда были жизнерадостными, веселыми люди. Во время геноцида они стали бойцами, сражаясь за Шенгал, как и прочие езиды. Они оказали сопротивление ИГИЛ, сражаясь без колебаний. ИГИЛ удалось взять в плен немногих жителей Сибы – они сопротивлялись до последнего вздора. Джихадисты убивали бойцов; с тех пор в деревне остались несколько массовых захоронений. Три братские могилы находятся в центре поселения и одна – на въезде в деревню. Они до сих пор напоминают о геноциде.

Когда мы шли к братским могилам, мы услышали, как одна женщина скорбела о трагедии: «Моя Сиба, моя Сиба. Сиба была домом героев и храбрых людей». У братских могил горевала мать Шеме. Она – символ сопротивления Шенгала. Шеме скорбела обо всех матерях, потерявших своих сыновей и дочерей: «Они дали отпор врагу, они не склонились перед ним. Они сражались несколько часов, чтобы джихадисты не вошли в Шенгал. Но потом они устали, и террористы убили их в центре нашей деревни. Эти братские могилы напоминают нам о годовщине резни». Мать Шеме – свидетельница геноцида езидов.

9 лет, 89 массовых захоронений, тысячи жертв

К настоящему времени в Шенгале обнаружено 89 массовых захоронений. 39 из них были эксгумированы за эти девять лет, и из них были извлечены останки 700 человек. К настоящему моменту был идентифицирован 201 погибший.

Большинство таких массовых захоронений расположены в центрах поселений или на въездах в деревни.

«Езиды остались один на один с врагом, без оружия. Будь у нас было оружие, мы бы лучше справились с тем, чтобы защитить себя», – говорит мать Шеме.

«Они отдали нам останки наших близких в полиэтиленовых пакетах»

Мы встретили мать Вете у братских могил в той же деревне. Она рассказала: «С момента геноцида прошло девять лет, но последствия до сих пор дают о себе знать и в Шенгале, и в деревнях. Никто не сделал для нас ничего, чтобы помочь исцелить эти раны. Семьи многих жертв, которые лежат в братских могилах, до сих пор не могут вернуться в Шенгал, не решаясь пережить эти страдания ещё раз. У некоторых семей просят деньги на эксгумацию, но у них нет таких средств. Никто не хочет вскрывать братские могилы в Шенгале, особенно те, что находятся в Сибе. Каждый раз, когда мы видим эти захоронения, мы переживаем ту же боль, которую испытали девять лет назад. Некоторые могилы в Шенгале были эксгумированы, и останки жертв отправили в Багдад. Затем семьям начали звонить, говоря, что они должны привезти гробы для своих близких. Некоторые были слишком бедны, чтобы купить гробы. Эти люди получили останки родственников в пластиковых пакетах».

Она добавила: «Цель этих издевательств – заставить езидов и весь народ курдов принять геноцид, как свою судьбу. Многие семьи, живущие в Турции, получили кости своих детей в почтовых коробках. В Шенгале семьи получали останки детей в пластиковых пакетах. К сожалению, иракское правительство проявило огромное неуважение к езидским семьям и нашей общине».

Мать Вете рассказала нам, какие преступления видела в дни геноцида:

«Наши дети и мужья сражались с ИГИЛ, чтобы защитить нас. Боевики расстреляли их прямо в деревне. Затем тела убитых езидов развесили на дереве. Там до сих пор остались веревки. Потом джихадисты закопали их в братских могилах. Некоторых захоронили ещё живыми. Мы никогда не забудем эти зверства, но они не имеют права напоминать нам о геноциде, игнорируя тот факт, что массовые захоронения до сих пор не эксгумированы. Каждый день мы видим эти братские могилы из окон своих домов. Мы не знаем, сколько человек было похоронено, но думаем, что в них лежат не менее 150 жителей Сибы».

«Мы просим правительство заняться массовыми захоронениями»

Жители Сибы просят властей начать работу над массовыми захоронениями: «Иракское правительство утверждает, что оно прилагает усилия, дабы помочь нам, но оно не занималось этими могилами более девяти лет. Всё, о чем мы просим вас, – начните эксгумацию останков в этих захоронениях».

«Езидские женщины хотят участвовать в суде над ИГИЛ»

Комментируя решение Автономной администрации судить боевиков ИГИЛ, до сих пор остающихся в тюрьмах региона, Вете сказала: «Члены ИГИЛ должны понести наказание за преступления против человечности. Передайте этих пленных боевиков нам. Мы хотим, чтобы они ответили за преступления против нашего сообщества. Мы никогда не забудем того, что сделали с нами бандформирования ИГИЛ. Мы научились воевать, сражаясь с ними. До геноцида езидские женщины не знали, как бороться, но сегодня они уже знакомы с наукой войны. Теперь у нас есть свои силы самообороны – ЖОЭ. Многие езидские женщины научились пользоваться оружием. Теперь они в состоянии сражаться, защищая себя и свой народ. Мы, езидки, хотим присутствовать на трибунале, который будет сформирован для суда над боевиками ИГИЛ».

* - террористическая организация, запрещена в РФ