Официальный представитель полка «Лалеш», езидских сил, принимавших участие в освобождении родного города езидов Шенгал от ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) в 2015 году, рассказал Roj News о шестой годовщине освобождения.
Город Синджар и большие территории провинции Ниневия на севере Ирака были захвачены в августе 2014 года ИГИЛ, которые затем устроили широкомасштабную и систематическую резню, позже официально признанную ООН и многими другими государствами геноцидом.
5 тысяч езидов были убиты, тысячи женщин и детей были взяты в плен, порабощены и проданы на «невольничьих рынках» боевиками ИГИЛ. По мере наступления ИГИЛ силы пешмерга Регионального правительства Курдистана и подразделения иракской армии быстро покинули регион, оставив мирных езидских граждан совершенно беззащитным.
Контрнаступление курдских сил, состоящих из Езидских вооруженных отрядов самообороны и Отрядов народной самообороны (ОНС), началось 20 декабря 2014 года, и после ожесточенных боев, продолжавшихся около года, до 13 ноября 2015 года, город был окончательно освобожден.
В августе 2017 года езиды объявили свою местную администрацию автономной, а силы пешмерга, вернувшиеся после разгрома ИГИЛ, были выведены из города в октябре 2017 года, так как контроль над городом был передан полку «Лалеш».
Хал Али, старший офицер полка «Лалеш», сказал ИА «RojNews», что пешмерга Регионального правительства Курдистана и Демократической партии Курдистана (ДПК) были соучастниками захвата города ИГИЛ и последовавших за этим бедствий.
«Силы езидов и наши друзья оказывали коллективное сопротивление ИГИЛ во время атак. И я хотел бы раскрыть все факты того времени, и мы даже хотим подать иск в суд США, чтобы подчеркнуть, что Демократическая партия Курдистана фактически заключила союз с ИГИЛ и позволила ему напасть на наш народ и вторгнуться на нашу землю», – сказал он. –
С 2014 года до 13 ноября 2015 года Шенгал был продан ДПК ИГИЛ, и вторжение стало возможным. Это был их альянс. Тех из нас, кто не смог убежать, держали в плену, убивали, обращали в рабство и продавали на рынках. А потом, когда сопротивление взяло верх, и стало ясно, что мы скоро освободим нашу землю, ДПК открыла ворота для ИГИЛ, чтобы они покинули Шенгал».
Али объяснил, что возвращение пешмерга в Синджар имело негативные последствия, поскольку первые пытались лишить езидов средств самообороны.
«Пешмерга вернулись в Шенгал не для того, чтобы защищать его, а для того, чтобы снова продать нас. Они пришли и собрали все наше оружие, даже стрелковое, из наших домов. Это было сделано, чтобы не дать езидскому народу защитить себя и противостоять ИГИЛ. Это все доказанные факты; факты, которые каждый может увидеть по телевизору. Касим Сесо рассказывает о том, как он говорил с пешмерга о защите езидов и как они ответили ему, что езидам нет необходимости защищаться. Я имею в виду, что очевидно, что все было четко спланировано для оккупации наших земель ИГИЛ».
Подчеркнув, что он будет выступать против любого будущего присутствия сил ДПК в регионе, Али обратился к уехавшим езидам с призывом вернуться и принять участие в восстановительных работах.
«Шенгал был захвачен и находился под их [ИГИЛ] властью в течение года. Теперь, спустя шесть лет после освобождения Шенгала, я клянусь перед Малак Таусом (главный ангел в езидизме), что мы сделаем все возможное для защиты Шенгала и не позволим даже небольшому подразделению ДПК занять позиции на нашей земле. Я желаю свободного и мирного будущего для езидского народа и молюсь за него. И чтобы все наши люди, находящиеся в лагерях беженцев или за границей, смогли вскоре вернуться и внести свой вклад в наши усилия по построению свободной жизни на землях Шенгала. Наша религия езидизм будет возрождаться дома, а не за границей».