Этноцид езидов в Африне

Уже более трех лет регион Африн оккупирован турецкой армией и протурецкими джихадистскими группировками. Особенно сильное негативное влияние оккупация, убийства и выселение оказали на езидов.

Сразу же после начала революции Рожавы 19 июля 2012 года езидская деревня Кастел Джиндо в Африне была атакована джихадистскими вооруженными формированиями. Когда 20 января в Африн вошла турецкая армия, деревня снова стала мишенью военной агрессии. Несмотря на все нападения, езиды Африна организовались во всех сферах жизни с началом революции в Рожаве и стали частью демократического самоуправляемого правительства.

Во время турецкого наступления, осуществленного в нарушение международного права, и одновременной оккупации совершались бесчисленные атаки на поселения и священные места езидов, демократические структуры, которые они успели построить, и езидское население в целом. Расселяя здесь семьи джихадистских бойцов из других частей Сирии и из-за рубежа, турецкое государство меняет демографическую картину в регионе. В езидских деревнях во множестве появляются мечети.

В 2018 году в Африне проживало около 25 000 езидов, но сегодня в регионе осталось лишь 2000 членов этого сообщества. Они подвергаются преследованиям по этническому признаку и насилию по признаку религиозной принадлежности со стороны членов протурецких военизированных группировок.

Насилие со стороны исламистов вынудило многих бежать

Под конец существования Османской империи Турция оказывалась постоянно вовлечена в массовые убийства езидских курдов. Этнические чистки во время оккупации Африна длятся уже более трех лет, совмещаясь с политикой исламизации езидов и алевитов на этой территории.

Но езиды Африна стали мишенью турецкого государства не только с началом оккупации. Сразу после революции Рожавы, начавшейся в 2012 году, Турция использовала так называемую Свободную сирийскую армию (FSA) для нападений на езидские поселения.

В начале гражданской войны в Сирии от 30 000 до 35 000 езидов проживали в Африне и около 5 000 – в Алеппо. Война знаменовала также начало продвижения Турцией и другими странами джихадистских группировок в регионе. Насилие исламистов в отношении представителей других конфессий вынудило многих езидов бежать в Европу. Одним из первых актов такого насилия было нападение боевиков FSA из Азаза, с севера Алеппо, на езидскую деревню Кастел Джиндо в районе Шера в октябре 2012 года. За этим последовали другие атаки на деревню и прочие поселения, такие как Китме. Деревня Эли Кино была полностью оккупирована в период 2012-2013 годов, многие езидские жители были похищены.

Нападения на поселения езидов продолжались и в следующие годы. Атаки террористических группировок ИГИЛ* на езидский регион Шенгал в северном Ираке, растущая угроза турецких боевиков в регионах вокруг Африна вынуждали все больше и больше людей бежать в Европу.

Однако немалая часть езидского населения приняла решение не покидать родину. Они построили собственные институты как часть демократического самоуправляемого правительства, сохраняя езидскую идентичность.

С началом турецкого вторжения в январе 2018 года многие езиды были вынуждены покинуть города. Большинство оставшихся изначально также были вынуждены бежать позже, во время оккупации, из-за политики массовых убийств, изнасилований, похищений и исламизации. Ассоциация езидов Африна, которой пришлось перенести свой штаб в соседний регион, Шахбу, из-за оккупации, оценивает количество езидов, оставшихся в Африне, в 2000 человек.

Протурецкие боевики открыто угрожают геноцидом

В начале вторжения первые удары пришлись по деревне Кастел Джиндо, которая была также первой мишенью боевиков FSA в первые часы революции в Рожаве. Группировки Сирийской национальной армии, созданной Турцией, угрожали езидскому населению деревень в Шера и Шераве, ссылаясь на геноцид, совершенный ИГ в Ираке: «Мы сделаем в Африне то, что сделали в Шенгале».

Бывший председатель Ассоциации езидов Африна Сулейман Джафар вспоминает свой опыт до вторжения: «Примерно за четыре дня до того мы сидели перед центром ассоциации, когда подошла группа женщин. «У нас с собой яд, если джихадисты войдут в Африн, мы убьем себя. Мы не позволим сделать с нами то, что случилось с женщинами в Шенгале», – сказали они нам. Турция и ее боевики ничем не отличаются от ИГИЛ. Многие из них раньше были в ИГИЛ. Все командиры имеют отношение к этой организации. Так же, как ИГИЛ нападало на езидское население Шенгала, потому что там жили «безбожники», они напали на Африн под лозунгом «Мы уничтожим неверных».

Было разрушено бесчисленное количество священных мест

Во время тотальной военной агрессии и последовавшей оккупации было уничтожено множество езидских мест поклонения. 26 января 2018 года турецкий авиаудар уничтожил храм Айн Дара, превратив 3300-летнее строение в поле, усыпанное каменной крошкой. До вторжения в регионе Африна было 19 священных мест езидов. Пять из них и два кладбища были разграблены и полностью уничтожены. Многие другие места были опустошены, а деревья желаний, считающиеся священными.

Центр Ассоциации езидов, основанный в 2013 году, был заминирован и взорван оккупантами в июне 2018 года. Взрывом была полностью уничтожена хранившаяся там исторически ценная статуя Заратустры. В центре была обширная коллекция езидских священных книг. После разрушения на этом месте построили религиозную школу для боевиков.

Было разграблено крупнейшее в Сирии кладбище езидов на горе Шаха Беркете (Шейха Бараката) в городе Дар-Таазза. На его месте построили турецкую военную базу. В процессе строительства были убраны все символы езидской веры. Их заменили на символы ислама.

Езидов вынуждают принимать мусульманство

С начала оккупации в Африне были убиты по меньшей мере 13 езидских граждан и похищены 42 человека. Одиннадцать из последних – женщины. С октября 2019 года, когда в деревне Китме были похищены 35-летняя Афиет Джума и 32-летняя Садика, об их местонахождении не поступало никакой информации. Боевики убили из огнестрельного оружия 66-летнего Омара Шамо, отказавшегося принять ислам.

21 марта 2021 года салафиты из группировки «Друзья Аллаха» вторглись в деревню Кибар. Группа из 15 человек, некоторые из них сирийского происхождения, остановились в домах 23 езидов и оставались там около двух недель, насильно обращая жителей в ислам, как сообщили источники в деревне. Во время Рамадана в дома в разных деревнях езидов приходили боевики в униформе ИГИЛ, напоминая жителям о том, что следует соблюдать пост.

В Африне в ходе оккупации были введены правила, похожие на те, что действовали в бывшей «столице» ИГИЛ Ракке. Женщинам запрещалось покидать дома без черного покрывала. От детей требовали посещения медресе, как рассказывает нынешний сопредседатель правозащитной группы езидов Суат Хусо.

Изменения демографического состава и культуры

За время оккупации, продлившейся более трех лет, турецкое государство переселило в Африн более 450 000 человек из других районов Сирии и других стран. Многие из этих переселенцев – джихадисты и члены их семей. Таким образом, демографический состав прежде многоэтничного региона резко изменился. Джихадисты селились и в езидских деревнях. Следы езидской и курдской культуры были стерты мечетями и школами, где учат Коран.

До начала оккупации 90% жителей Кастел Джиндо были езидами, прочие – курдами-мусульманами. На сегодняшний день из 450 езидских семей здесь живут лишь 25, большинство из них пожилые люди. Три дома езидских семей были переоборудованы под мечети.

То же произошло в бывшей езидской деревне Шадире, где несколько домов были превращены в мечети. Лишь несколько езидских семей остались здесь жить, в месте, куда Турция переселяет людей из Идлиба – цитадели исламизма. Неподалеку от Шадире было построено поселение на 96 домов, предназначенных для родственников скончавшихся джихадистов.

Ряд деревень под постоянным давлением

Деревня Бафлуне в Шера и Басуфане в Шераве находятся под особенно сильным давлением со стороны оккупантов. Из 3 500 езидских жителей Басуфане на сегодня осталось лишь 200 человек. Турецкая армия обустроила в этом поселении военную базу и начала расселять в деревне наемников из группировки «Файлак аш-Шам». Недавно здесь поселились и члены «Джебхат ан-Нусры»*, отделения международной исламистской террористической организации «Аль-Каида»*. По некоторым сообщениям, турецкая армия планирует заселить всю деревню наемниками «Ан-Нусры» и членами их семей из-за близости этого поселения с кантоном Шахба, находящимся под контролем Автономной администрации.

В октябре 2020 года боевики из группировки «Файлак аш-Шам» начали строительство мечети в Басуфане. После широких протестов по всему миру строительство остановили, но не менее трех жилых домов здесь превратили в мечети. Немногие оставшиеся в поселении езидские дети вынуждены ходить в мечети.

Такая же ситуация сложилась в деревне Бафлуне, все население которой бежало из-за тяжелой бомбардировки во время вторжения. Деревня и близлежащий лагерь на 70 домов теперь заселены наемниками из группировок «Фуркат аль-Хамза», «Ахрар аль-Шаркия» и «Ахрар аш-Шам»*. Прежние жители отказались возвращаться, и часть их домов также переоборудовали под мечети.

Сегодня нас изгоняют внуки турок-османов

Сулейман Джафар говорит об исторической продолжительности насилия против езидов, напоминая: «Во времена Османской империи геноцид езидов совершался 72 раза, а сегодня «внуки османов» убивают и изгоняют езидов. В Африне не осталось ни одного исторического примера курдской культуры. Более того, были уничтожены святые места. Я думаю, Эрдоган скоро вытащит книги и карты и скажет: «Африн принадлежит туркам, там нет ничего курдского». Ситуация курдов и езидов в Африне сейчас очень плоха. Турция хочет, чтобы в Африне не осталось ни одного езида. Потому что, как говорил Абдулла Оджалан, «если не останется езидов, прекратит существовать и курдская культура». Турецкое государство уничтожило все исторические и священные места езидов, оно строит мечети в езидских деревнях. Езидских женщин и детей вынуждают носить религиозную мусульманскую одежду, а всех езидов вынуждают обращаться в ислам. Человечество должно отреагировать на это. Оно должно прервать молчание. Турция оккупировала Африн и пытается превратить курдский район в турецкий. Для этих целей она проводит политику геноцида против езидов и курдов. Каждый должен заговорить, протестуя против этой политики. Турция должна отступить из Африна, из Сарекание и со всей оккупированной территории Сирии».

* - террористическая организация, запрещена в РФ