Эрен: призыв Эрдогана подтверждает наше мнение

Адвокат Серхат Эрен считает, что мнение о зависимости судебной системы лишь подтверждается такими фактами.

Демократическая партия народов (ДПН) – третья по величине оппозиционная партия в парламенте Турции. С 2021 года в турецком Конституционном суде рассматривается дело о запрете любой политической деятельности партии; фактически, речь идёт о её ликвидации. Для устной защиты руководства ДПН была назначена дата 11 апреля. Просьба о приостановке процесса до того, как в стране состоятся всеобщие выборы (этот день наступит 14 мая), была отклонена судом. Однако, Конституционный суд отменил запрет на финансирование партии из государственной казны, вынесенный в отношении ДПН ранее в этом году. Восемь из пятнадцати членов суда проголосовали за отмену финансовой блокады.

Судебный репортер Сейхан Авшар, сотрудница Halk TV, сообщила в четверг, что член Конституционного суда, сохраняющий анонимность, рассказал ей, что президент Турции позвонил некоторым судьям, проголосовавшим за отмену запрета на казначейские отчисления для ДПН, и выразил свое разочарование. Это по-своему уникальное событие – член Конституционного суда предал гласности прямое вмешательство правительства впервые в истории страны.

Юрист Серхат Эрен из Комиссии ДПН по законодательству и правам человека прокомментировал ситуацию в беседе с ANF, сказав: «Мы с самого начала говорили, что иск против нашей партии – политический вопрос. Мы уже сделали вывод, что в этом деле нет никакой юридической составляющей и что разбирательство было начато под давлением правительства и в рамках кампании политического самосуда. Если мы взглянем в прошлое, оценивая события ещё более давнего периода, то вспомним о масштабной операции, начатой против нашей партии уже после 2015 года. На тот момент было принято решение о нашем политическом уничтожении. Это была операция, направленная на полную ликвидацию курдов как единого народа. Курды составляют основную часть нашей партии, и нас хотели убрать с политической арены, лишив политической воли. Идея состояла в том, что наша партия должна была быть полностью уничтожена. Этот план был частью общего плана уничтожения (Çöktürme Planı), разработанного против курдского движения в целом и принятого государством в 2014 году. К его реализации приступили после того, как Эрдоган прервал переговоры по мирному урегулированию и решению курдского вопроса в одностороннем порядке. ДПН постоянно поднимает этот вопрос».

Адвокат напомнил о том, что замораживание финансовых средств партии Конституционным судом не имело под собой правовой основы: «Генеральный прокурор Кассационного суда дважды просил заморозить счета, на которые поступали казначейские отчисления для ДПН, но суд отклонил этот запрос. 5 января, незадолго до даты, когда должны были поступить очередные средства из бюджета, Конституционный суд отреагировал на запрос генерального прокурора и заблокировал наши счета, хотя никакой разницы с предыдущими подобными запросами в той ситуации не было. Эта процедура не регламентирована в учредительном уставе Конституционного суда и никак не определена во внутреннем законодательстве Турции. У Конституционного суда не было никаких юридических оснований принимать это решение в качестве меры предосторожности, пока дело находится на стадии рассмотрения».

Эрен прокомментировал обращение Эрдогана к членам Конституционного суда, о котором появилась информация в прессе, как доказательство мнения юристов ДПН: «Мы уже говорили, что решение о блокировке было принято под давлением со стороны властей. Теперь мы узнали из прессы, что Эрдоган звонил судьям и говорил, что они несут ответственность за случившееся. Эта информация подтверждает все наши предыдущие заявления, в которых мы решительно подчеркивали, что процесс начался по политическим мотивам, выполняя распоряжение правительства.

Тот факт, что Эрдоган звонит членам высшей судебной инстанции страны и выражает свое негодование, совершенно однозначен. Судебная власть подотчетна, зависима и испытывает давление со стороны правительства, включая президента Эрдогана. Суды оказались в таком положении, когда вынуждены действовать практически полностью в соответствии с указаниями режима ПСР/ПНД. Поэтому предсказать решение Конституционного суда в деле о ликвидации нашей партии невозможно. Похоже, что семь членов судебной коллегии, проголосовавшие против отмены запрета на казначейские отчисления для ДПН, будут действовать исходя из политических мотивов, невзирая на представленные нами документы, актуальную информацию и все доказательства. Поэтому трудно предугадать, как в конечном итоге поступят остальные судьи, когда дело дойдет до вопроса о запрете нашей партии. Решение о прекращении блокирования счетов не означает, что эти люди займут такую же позицию в вопросе запрета на нашу политическую деятельность».