Деревни езидов из Зевры оккупированы сельскими стражами
В Вераншаре езиды сталкиваются с препятствиями при возвращении домой. В 1980-х годах их родные деревни заселили сельские стражи.
В Вераншаре езиды сталкиваются с препятствиями при возвращении домой. В 1980-х годах их родные деревни заселили сельские стражи.
Езиды мигрировали в разные страны Европы из деревни Зевра, примыкающей к району Урфа, еще в 1980-е годы. В начале 2000-х они захотели вернуться домой, но их земли, дома, виноградники и сады были переданы в собственность сельским стражам племени шейхан. Езиды, искавшие решения с помощью влиятельных людей, обратились в суд, но не добились успеха. Однако после этих действий сельские стражи стали угрожать им и подвергали их нападениям. За последний год происходили случаи уничтожения электрических трансформаторов и сельскохозяйственной техники, на них нападали при посещении кладбищ.
В сельской местности Зевра, примыкающем к району Урфа и насчитывающем 18 домохозяйств, езиды, мигрировавшие в разные страны Европы после 1980-х годов, в начале 2000-х годов хотели вернуться в свои деревни, однако зарегистрированные земли, дома, виноградники и сады езидов были конфискованы деревенскими егерями племени шейхан. Езиды, искавшие выхода из сложившейся ситуации через своих лидеров общественного мнения, обратились в суд, но не получили результата. После обращения в суд езиды подверглись угрозам и нападениям со стороны деревенских егерей. За последний год у езидов были снесены электрические трансформаторы, перерезаны ирригационные трубы, разбиты тракторы, они подвергались физическому воздействию при каждом посещении могил. Сельские стражи запретили возводить езидам сакральные сооружения на своих землях.
Езиды Зевры заявили, что после нападений они обращались в жандармерию, районную управу и прокуратуру. В итоге нападавших отпускали, а расследование заканчивалось отказом от уголовного преследования. Езиды требуют вернуть несправедливо конфискованные дома. Они подчеркнули, что подобные атаки направлены на то, чтобы помещать им вернуться на родину и забрать их собственность.
За последние 10 лет выросло число нападений
Изеддин Дениз (61 год), который родился и вырос в Зевре, но в 1985 году эмигрировал в Германию, заявил, что в начале 1990-х годов езиды оставляли родину по разным причинам. По словам Дениза, некий человек, утверждающий, что он является родственником иммигрантов, продал 50 акров земли семье Карачадаг, принадлежащей к племени шейхан: «Начиная с 1994 года в деревню приехали две семьи. Поскольку наши дома пустовали, они дали этим семьям документы на право собственности. Мы начали возвращаться на свои земли в начале 2000-х годов. Мы приехали, мы хотели обустроиться, но семья Карачадаг всегда нам мешала. Они пытались помешать нам обрабатывать наши земли, хотя у нас были документы на право собственности, угрожали людям, которых мы хотели нанять за плату. Это продолжается уже 20 лет, но в последние 10 лет нападения участились».
«Мы хотели вернуться домой»
По словам Дениза, 10 дней назад его оскорбили и начали бросать в него камни, когда он хотел вспахать свою землю: «Сначала они позвонили и начали угрожать трактористу, которого я нанял, а когда мой работник ушел, они устроили засаду и начали бросаться камнями. Они разбили окна трактора. Было ясно, кто сделал это. Мы подали жалобу, но за три дня ничего не было сделано. Что же они успели расследовать за три дня, почему отказались от дальнейших действий? Мы хотели создать свой дом поминовения в этом районе, но семья Карачадаг не дала разрешения. Их цель — захватить наши деревни. Езидов мало. У них в руках оружие сельских стражей. Мы хотим найти решение этой проблемы. Мы не оставим нашу деревню, наши земли. Мы постараемся донести свой голос до всех. Мы пойдем в парламент. Мы хотим вернуться в свою деревню. Если они освободят наши дома, мы приедем, поселимся в деревне и создадим здесь современный поселок. Это мой призыв ко всем политическим партиям и жителям региона, независимо от того, являются ли они езидами или мусульманами: мы хотим решения этой проблемы. Я хочу призвать всех езидов вернуться на свои земли. Если мы не станем единым целым, мы погибнем один за другим. Я не уеду из своей деревни. Я не могу. Как я могу оставить могилы матери и отца?»
«Продолжение Шенгальской резни»
Сабри Йылдыз (70 лет), дом которого был захвачен, сказал, что езиды живут в Зевре уже около 500 лет: «Наши родители выросли на этих землях — как и мы. Здесь могилы наших предков. Где бы кто ни умирал, мы все равно привозим его тело сюда. Около 4 тысяч акров земли в Зевре принадлежит езидам на правах собственности. Только 50 акров были приобретены семьей Карачадаг. Это продолжение Шенгальской резни. Они поселились на наших землях, в наших домах, и не собираются уходить. Никто с этим не согласится. Зевра не будет им помогать. Это наше место. Мы не уйдем отсюда».
«Беззаконие нужно прекратить»
Йылдыз заявил, что ему угрожали за то, что он хотел распахать свои земли: «Мне угрожал Абдулкадир Карачадаг, начальник сельской стражи, потому что я подал жалобу. Прокурор сказал, что мы должны идти на компромисс. Прошли месяцы, но никакого продвижения нет. Это мой призыв ко всем, с беззаконием надо кончать, мы свои земли не отдадим».