Бойцы-интернационалисты Рожавы: Каркер Амджа

Он почти не спал несколько дней и думал о происходящем. Он ждал возможности перейти границу. «Каждый должен отправиться туда и присоединиться к сопротивлению. Правда за Курдистаном, а фашистское государство лжет».

Хевалю (товарищу) Каркеру было 60 лет, когда он отправился в Рожаву, чтобы присоединиться к ОНС (Отрядам народного сопротивления) для защиты Кобани от террористических бандформирований ИГИЛ*. Рифат Хороз был внуком албанского партизана, участвовавшего в сопротивлении накануне Первой мировой войны. Его бабушка и дедушка были родом из района, где проживает много этнических албанцев, в Приштине, Косово, но после Первой мировой войны его семью выслали в Синоп, Турцию. Товарищ Каркер родился там и позже переехал в город Зонгулдак вместе с семьей. Его отец был шахтером и профсоюзным активистом, и будущий боец увидел, что такое забастовки и митинги, ещё ребенком.

Присоединился к освободительному движению

После того как отец юноши погиб в результате несчастного случая на шахте, он переехал в Стамбул к своей тёте. Тогда Рифату было 13 лет. В Стамбуле было множество активных революционных движений, и вскоре он познакомился с молодыми революционерами, действовавшими в его районе. Он присоединился к движению «Рызгари», марксистской курдской организации, отстаивавшей идею о том, что колонизированный курдский народ, живущий в Турции, может освободиться только путем революции под руководством курдского пролетариата. Во время кровавых событий 1 мая 1977 года он состоял в «Ала Рызгари» («Флаг освобождения»), небольшой группе, отколовшейся от партии «Рызгари». Он был арестован в 1978 году, когда власти преследовали и репрессировали участников «Рызгари», и оказался в тюрьме, где отбывал срок в одной камере с Исмаилом Бешикчи. Как и многие революционеры до него, хеваль Рифат использовал свое заключение как возможность расширить и углубить базу своих знаний.

Он не прекращал революционную деятельность

После освобождения из тюрьмы в 1991 году он основал судоходную компанию в Антепе, на побережье Средиземного моря. Однако, он никогда не прекращал свою революционную деятельность и продолжал общаться с курдскими революционерами. Вскоре он познакомился с Рабочей партией Курдистана (РПК). Позже он говорил: «Оценивая принципы апочистов, я видел, что в других организациях тоже существовали такие механизмы, как критика и самокритика, но им не хватало анализа. У апочистов был свой корректный анализ, а сутью этого движения была человечность». Он часто бывал на улицах, где шёл в авангарде протестных демонстраций, работал с активистами молодежных движений и распространял газеты и журнал «Демократическая нация» при любой возможности. Он также поддерживал политических заключенных.

Каркер отдал свой дом семье из Рожавы и отправился на границу

14 сентября 2014 года ИГИЛ атаковало Кобани. Лидер курдского народа Абдулла Оджалан призвал народ защитить город, сказав: «Если эта попытка резни (в Кобани) увенчается успехом, она положит конец текущему процессу урегулирования и заложит основу для очередного переворота». Хеваль Каркер ответил на этот призыв сразу же. Он оставил свой дом в Синопе, отдав его семье курдских беженцев, спасающихся от войны в Рожаве и поехал в Кобани, но не смог пересечь границу. Тогда он остался в деревне Мисьянтер, неподалеку от границы, и почти не спал несколько дней и ночей, наблюдая. Он следил, не подойдут ли к границе боевики ИГИЛ, и искал возможности пересечь её и вступить в бой в Кобани. Вскоре его узнали и полюбили люди. Товарищи оценили его преданность делу и революционный дух. В октябре 2014 года Каркер сказал: «Каждый должен прийти сюда и присоединиться к сопротивлению, если вы хотите, чтобы ваша жизнь была не напрасной. Я хочу, чтобы вы были рядом с народом Кобани. Здесь есть поле для сопротивления, здесь есть, чему поучиться. Нам есть чему научиться у народа курдов. Граждане, которым промыли мозги фашистской ложью, должны приехать и увидеть Курдистан своими глазами, если они хотят знать правду».

Музей сопротивления и библиотека

В Мисьянтере он задумал и воплотил в жизнь множество проектов – восстанавливал поврежденные и разрушенные здания, создал Музей сопротивления Арин Миркан (в память о бойце ЖОС, которая отдала жизнь за общее будущее в битве на холме Миштенур в Кобани) и библиотеку Кадера Ортакая (одного из своих товарищей-пограничников, который погиб при попытке перейти границу в Кобани). Рассказывая об этом проекте, он говорил: «В музее будут представлены материалы, которые помогут вам понять войну и сопротивление на этой линии разграничения. Вы увидите газовые бомбы, сброшенные на эту землю. Мы должны выполнить свой долг перед человечеством, находясь в этой деревне, расположенной неподалеку от Кобани. Мы почувствовали, что рассказать об этой войне, сопротивлении, истории и драме от имени наших товарищей, которые героически пали на полях сражений, необходимо».

Тем временем он продолжал искать способ отправиться в Кобани. В итоге ОНС узнали о его усилиях в приграничном районе и попросили его прибыть. Перейдя границу, он принял участие в работах по восстановлению города. Теперь он был членом ОНС и взял себе позывной Каркер (рабочий), добавив к нему Кобани – название города, который он так полюбил. Он решил создать военный музей и собрал корпусы сотен снарядов, мин и гранат, другие обломки и предметы быта, чтобы отразить историю разрушений. Хеваль Каркер хотел, чтобы город стал более безопасным к моменту возвращения мирных жителей. Он делал красочные цветочные горшки из корпусов снарядов.

Каркер очень любил цветы и природу, и это видно по его любимому саду, над которым он много трудился. В этом и заключалась красота Кобани. Он привел множество добрых и мятежных душ со всего мира на маленький клочок земли, где незадолго до того царило варварство. Настоящими цветами Кобани был его дух и дух таких людей, как он.

Давайте строить социализм

Герой Каркер говорил: «Сейчас я свидетель этой войны. Я часть её и я живу в ней. Я должен быть здесь, чтобы делать всё, что в моих силах, ради борьбы против тех, кто разжигает фашизм ИГИЛ, и во имя парадигмы, созданной нашим лидером. В течение 40 лет мы взывали к социалистической революции на улицах турецких городов. Теперь мы будем строить социализм здесь. Приходите сюда, и давайте строить наше общее социалистическое будущее вместе. Какой бы социализм вы ни хотели, какую бы народную революцию вы ни хотели, приходите сюда и давайте сделаем это вместе».

Он погиб героем

Каркер Кобани погиб героем, когда ИГИЛ устроило масштабный теракт, напав на город 26 июня 2015 года. Тогда погибло множество людей; официально были зафиксированы смерти 223 человек. Деятельность Каркера, отдавшего жизнь борьбе за революцию, не закончилась – его дело жизни продолжается благодаря созданным им музеям и библиотекам и тому неизгладимому впечатлению, которое он оставил у всех, кто был с ним знаком.

* - террористическая организация, запрещена в РФ