Армянская церковь Сурб Саркис бросает вызов разрушению

Армянская церковь Сурб Саркис, расположенная в Суре, историческом районе Амеда, сопротивляется разрушению и ходу времени.

Один из наиболее ярких показателей некомпетентности нынешнего правительства альянса ПСР/ПНД – то, как оно буквально заливает бетоном историю и культуру Сура.  Этот район Амеда (Диярбакыра) уже был по большей части стерт с лица земли. Его архитектурные ценности сносили, начав «отстраивать» старый город.

С периода владычества Хурритского и Митаннийского царств и по 1260 год в Амеде, который был домом для ассирийской, арамейской, урартской, скифской, персидской, македонской, римской, марванидской, хамданийской, сельджукской и многих других цивилизаций и династий, было построено множество культовых сооружений.

Одно из мест поклонения, сохранившееся до наших дней – армянская церковь Сурб Саркис. Её история насчитывает около 500 лет. При строительстве церкви использовались базальт, железо и известь. Можно видеть, что базальтовые камни присутствуют как элементы конструкции в арке, дверях, контрфорсах и окнах сооружения. Церковь, расположенная в Алипаше и построенная в 16 веке, использовалась в качестве зернохранилища во время геноцида армян. Затем на её территории открыли предприятие по переработке риса. С годами она начала разрушаться, и кажется, что Сурб Саркис вот-вот исчезнет. Мародеры разбирают её по камешку, а убранство церкви разграблено давно. Правительство хочет стереть это место из памяти людей.

Сопротивление в Суре

Несмотря ни на что, историческое здание, известное также как церковь Хызыр Ильяс, сопротивляется разрушению. И пускай некоторые помещения церкви были снесены, а многие камни с надписями и барельефами в её стенах давно извлечены и украдены, церковь как будто продолжает противостоять культурному геноциду и войне. Ей удалось дожить до наших дней, несмотря на все разрушения и позицию властей.

Геноцид продолжается

В районе Сур, где были уничтожены многие исторические дома, строятся новые здания. Здесь делают всё, чтобы стереть память о прошлом старого города. Наследие культуры и веры народов, чьи дома были разрушены, а жители – изгнаны из Сура, омыто кровью и слезами. Десятки людей погибли в Суре, а 6 кварталов были разрушены во время действовавшего на тот момент режима чрезвычайного положения. Очевидно, что те, кто скрупулезно уничтожали места памяти пятитысячелетней давности, заливая их бетоном, стремились скрыть свои преступления против человечности и намеренно истребляли историческую и культурную память.