АОК призывает усилить борьбу за родной язык и идентичность

АОК отмечает Международный день родного языка, заявляя: «Наш народ должен вести борьбу за возможность получать образование на родном языке и отказ от политики ассимиляции».

Комитет по образованию при Ассоциации обществ Курдистана (АОК) опубликовал заявление по случаю 21 февраля – Международного дня родного языка.

АОК подчеркивает, что, поскольку курдский язык подвергается давлению, курды сталкиваются с эксплуатацией, ассимиляцией и геноцидом. «Для народа его язык – это идентичность, свобода мысли, самое его существование. Давайте защитим нашу идентичность, свободу и жизни. Язык – это тело народа, давайте заботиться о нем», - заявили в АОК.

В заявлении, опубликованном Комитетом по образованию АОК в понедельник, сказано следующее:

«Давайте не забывать, что язык умирает не потому, что его носителей мало, а потому, что те, кто его знает, не говорят, не принимают и не борются за него.

По случаю 23-го Международного дня родного языка мы поздравляем в первую очередь Абдуллу Оджалана, который ведет борьбу за свободу народа, культура, самобытность, язык и самое существование которого игнорировались и запрещались; мы чтим память наших павших, которые не считали смерть концом существования, языка, ценностей и свободы своего народа и которые вошли в бессмертие. Мы также поздравляем наш стойкий народ и другие народы, которые поют, рассказывают истории героизма и плачут на своем родном языке, не склоняясь перед лицом запретов, опасностью угнетения, запугивания, пыток и смерти.

Язык, один из важнейших аспектов социализации и очеловечения, является ключевой составляющей коммуникации, крайне важной для развития культуры. В этом смысле язык является несущей колонной любого общества.

Потеряв свой язык, общество перестает существовать

Язык – не только основной элемент формирования общественного менталитета, но и ключевая составляющая социального строительства. Народ может называться народом, только если он в состоянии защитить свой язык, а развивать свои коммуникации он может, только пользуясь родным языком. В этом смысле язык является базовым элементом коллективного разума. Развитие общества идет бок о бок с развитием языка. Однако, верно и то, что общество, потерявшее язык, - это общество, которое лишится и своего существования. Потому что язык, как и культура, есть память общества; это выражение менталитета, мышления, эмоций и моральных ценностей общества. Чем лучше общество развивает свой родной язык, тем выше вероятность повышения уровня его жизни. Общество, язык которого оказывается под запретом в условиях эксплуатации и господства других языков, сталкивается с эксплуатацией, ассимиляцией и геноцидом.

Забывая родной язык, человек теряет память

Официальная государственная политика, введенная в ходе развития капиталистической системы, продолжает угрожать существованию многих языков. Вследствие политики монистического национального государства, проводимой в разных частях мира с начала 20-го века, многие страны стали кладбищами мертвых языков. Национальные государства, враждебные демократии, сделали образование на одном языке обязательным, и единоязычие проникло во все сферы. Первый способ ассимилировать общество – наложить запрет на его язык. Несомненно, наибольший ущерб наносится обществу, когда оно не может говорить на своем родном языке, забывает его и постепенно теряет. Неизбежно, что общество, забывающее свой язык, также забывает свою культуру, историю, идентичность и, в конечном счете, лишается своей коллективной памяти. Это культурный геноцид, который систематически осуществляется национальными государствами.

В то время как языковая революция, которую возглавили курдские женщины на землях Курдистана десятки тысяч лет назад, ознаменовала новую эпоху в развитии человечества, сегодня на той же земле курдскому народу, ставшему во главе революции, запретили использовать свой язык. Курдам запрещено говорить на курдском, занимаясь политикой, смеясь, плача и даже свистя, как однажды сказал курдский писатель «Дядя» Муса.

Молчание ЮНЕСКО поддерживает языковой геноцид

Хотя запрет на использование родного языка, которое является самым основным универсальным правом, определяется ООН и европейскими конвенциями как культурный геноцид, турецкие, персидские и арабские национальные государства оказывают давление на носителей курдского, на их язык и культуру, лишая наш народ возможностей получать образование на родном языке. Курдский язык и культура, включая литературу, историю и музыку, не уважаются, и им грозит исчезновение в рамках доминирующего государственного языка и культуры. Молчание ЮНЕСКО ввиду этих бесчеловечных, фашистских действий против нашего языка и культуры, которые совершают национальные государства, поддерживает сегодняшний языковой и культурный геноцид.

Пока мы отмечаем Международный день языков, наших людей отправляют в тюрьмы за обучение на курдском языке, их убивают за исполнение курдских песен, наши языковые и культурные учреждения закрываются, заключенным не дают возможности защищаться в суде на родном языке, а новые судебные разбирательства начинаются даже из-за танцев под курдские песни.

Наш народ не купится на факультативные курсы

Этот аморальный, фашистский менталитет делает вид, что оказывает нам услугу, вводя факультативные курсы курдского языка в средней школе. Фашистское турецкое государство хочет показать, что оно демократично, и словно говорит нашему народу: «Вы должны быть довольны тем, что я вам даю». Фашистское турецкое государство должно хорошо понимать, что произойдет; наш народ займет конкретную и сознательную позицию перед лицом политики турецкого государства, направленной на то, чтобы прекратить борьбу за курдский язык и заставить курдов довольствоваться меньшим. Следует понимать, что образование на родном языке – это не услуга, а гражданское право, которое должно быть реализовано в любой сфере образования. Факультативный курс предусматривает изучение второго языка, отличного от родного. Образование на родном языке, которое является всеобщим правом, не может быть факультативным курсом.

В этих неравных условиях необходимо вести борьбу за свой язык, собственное существование и идентичность активнее, чем когда-либо, действуя во всех общественных и правовых сферах. Образовательная модель северо-восточной Сирии дала нам важный пример силы воли и самообладания. Он подходит для всех народов, борющихся за существование, идентичность и родной язык, живущих в регионе и во всем мире. Он показывает, что мы, как народы, можем жить, говоря на многих языках, сохраняя множество культур и наши различия, не считаясь с образом жизни, навязываемым нам веками, и что другая жизнь, основанная на равенстве, свободе, демократии, уважении прав человека и прав детей, возможна.

Язык умирает, когда никто за него не борется

Как Комитет по образованию АОК, мы хотели бы еще раз заявить, что образование на родном языке является всеобщим правом. Исходя из этого, требование образования на родном языке более законно, чем любое другое требование. Давайте не будем забывать, что язык умирает не потому, что его носителей остается слишком мало, а потому, что те, кто его знают, не говорят на нем, не принимают его должным образом и не борются за него. Наш народ, как в стране, так и за рубежом, должен считать устное общение на курдском и использование его на письме самым важным актом защиты родного языка. Люди должны энергично бороться за возможность образования на родном языке, где бы они ни находились, за устранение препятствий для использования родного языка в общественных сферах, бороться против ассимиляционной политики, навязывающей языковую гомогенизацию. Итак, мы в очередной раз отмечаем Международный день родного языка нашего народа и всех народов, борющихся за свои языки».