Курдистан

36-я годовщина химической бомбардировки Халабжи

36 лет назад, во время ирано-иракской войны, иракские ВВС совершили химическую атаку на город Халабджа, в результате которой погибли тысячи курдов.

16 марта 1988 года около полудня над городом Халабджа появились иракские «МИГи» и «Миражи».

К тому моменту иранской армии совместно с пешмарга ПСК удалось оттеснить войска Саддама Хусейна от города, но в Халабджу иранцы еще не входили. Пролетев над мирным городом, самолеты начали бомбардировку. Клубы белого, черного и желтого дыма взметнулись на высоту до 50 метров и поползли на город. В воздухе запахло сладкими яблоками…

Жители не сразу поняли, что произошло, а когда поняли, запаниковали, пытаясь спастись от ядовитого облака. Люди, облитые газом, падали и умирали в страшных мучениях. Первыми погибли дети, поскольку газ распространялся прямо над землей.

Весь мир обошла впоследствии фотография мертвой матери, прикрывающей своим телом мертвого младенца… Бомбардировка продолжалась пять часов. От газа погибло 5 тысяч человек, еще около 20 тысяч навсегда остались калеками. Как установили впоследствии эксперты, использовались различные нервно-паралитические газы: иприт, табун, зарин и XV. Большинство людей пострадало от иприта.

Это чудовищное преступление осталось практически незамеченным в мире. Правда, тегеранский режим попытался использовать трагедию Халабджи в своих целях и развернуть пропагандистскую кампанию, но попытки не увенчались успехом из-за международной изоляции Тегерана. СССР счел возможным просто промолчать, США, активно поддерживавшие тогда Саддама, сделали все, чтобы возложить ответственность на Иран (в этом духе был сочинен даже специальный доклад ЦРУ). И только два с половиной года спустя, после нападения Ирака на нефтеносный Кувейт, трагедия Халабджи была “вдруг” замечена мировым сообществом, а счет предъявлен Саддаму Хусейну.

Непосредственный организатор газовой атаки, Али Хасан аль-Маджид, он же «Али-химик», был четырежды приговорен к смертной казни: последний раз, в январе 2010 года, за Халабджу и Анфаль. 25 января 2010 года приговор вступил в силу.

Увы, память о прошлых преступлениях и их осуждение не служат гарантией от преступлений в будущем. И если Холокост и Нюрнберг не предотвратили «Анфаль» и преступления иракского диктатора, то было бы, наверное, излишним оптимизмом считать, что казнь Саддама Хусейна и Али Хасана аль-Маджида станет предостережением новым тиранам.

Теперь, когда арабские шовинисты пытаются скрывать гибель мирных жителей, бывшие баасисты вновь поднимают головы, а соучастники саддамовских преступлений избираются депутатами парламента, нам, курдам, следует твердо помнить, что только единство и укрепление наших государственных институтов позволит избежать повторения печальных событий, жертвой которых стал наш народ менее четверти века назад.

РОЛИ ДПК НОВОМ ХИМИЧЕСКОМ ГЕНОЦИДЕ

Пока продолжались нападения, ДПК, которую Турция использовала как пешку в своих интересах, не позволяла иностранным делегациям посетить регион и расследовать применение химического оружия. 17 апреля 2022 года ДПК объявила, что конфисковала 1200 масок, присланных для борцов за свободу.

Д-р Йозеф Савари и д-р Ян ван Акен из делегации организации «Врачи за предотвращение ядерной войны» (IPPNW) хотели посетить районы, где применялось химическое оружие, но ДПК не пустила делегацию в районы зоны обороны Мидии. В своем докладе о применении химического оружия турецким оккупантам IPPNW заявила: «Доказательства получены, начнем расследование».

 IPPNW также призвала провести независимое расследование, чтобы установить, применяла ли турецкая оккупационная армия химическое оружие в Южном Курдистане. В предыдущие годы несколько других организаций и делегаций из других стран мира посетили Южный Курдистан, чтобы расследовать применение химического оружия, но ДПК в очередной раз отказала в разрешении.

Многие организации, представители интеллигенции, писатели, ученые и политики призвали соответствующие учреждения провести расследования в районах, где, по сообщениям, применялось химическое оружие. 51 организация и партия в Европе направила письмо в Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Пока продолжаются нападения оккупационных государств, направленные на уничтожение курдского народа, и применение химического оружия в ходе этих нападений, мир продолжает играть в три обезьяны. Администрация Курдистана, неспособная защитить народ от безработицы, нищеты и нападений, руководит турецким государством, которое через ДПК определяет геноцид курдов как основу своего существования. Турецкие оккупанты, с другой стороны, продолжает химические атаки против курдов, как будто оно взяло на себя обязанности режима Саддама, который массово убивал курдов 36 лет назад в ходе «операции» под названием «Анфаль».