Курдская молодежь вынуждена работать на турецких стройках, где практически полностью отсутствует охрана труда и любой контроль за рабочими процессами. Молодые мужчины регулярно гибнут на производстве. Экономическое эмбарго, введенное ПСР (правящей в Турции Партией справедливости и развития) в Курдистане, неизбежно влечет за собой безработицу и бедность. Последствия этого кризиса уносят жизни курдской молодежи. Десятки тысяч молодых людей, выросших в таких городах, как Ван, Муш, Агры и Ыгдыр, ежегодно отправляются в крупные мегаполисы Турции, чтобы найти работу на стройках.
Ван – один из городов, пострадавший от экономической блокады ПСР. Из-за этого в Ване была запрещена приграничная торговля, а животноводство и сельское хозяйство оказались на грани исчезновения. После того, как руководящие должности в районных муниципалитетах заняли лояльные правительству люди, назначенные силовыми решениями режима, тысячи работников были уволены. В их число вошли и служащие главного муниципалитета Вана. Экономическая политика ПСР привела к тому, что уровень безработицы и бедности среди населения достиг 80%.
Экономический кризис привел к коллапсу экономики страны, нищета росла в геометрической прогрессии. Из-за этого тысячи молодых людей были вынуждены оставить родные города и уехать в поиске заработков.
В 2022 году по меньшей мере пятьдесят шесть рабочих из Вана, переехавших в крупные турецкие города и работавших в строительном секторе, погибли в результате несчастных случаев. Большинство этих мужчин скончались в результате падения с высоты.
За первые семь месяцев 2023 года по меньшей мере девятнадцать мужчин погибли в результате фатальных инцидентов на производстве.
Часть этих трагедий была освещена в СМИ:
- 14 августа 2023 г. Айхан Гюрбюз (35 лет), зарегистрированный в квартале Хевирзонг в Эрджише, упал с высоты на строительной площадке в Стамбуле и погиб.
- Юнус Там, строитель из Вана, работавший в Малатье, погиб 31 июля в результате обрушения строительных лесов на стройке, где выполнял работы в момент инцидента.
- Вели Челик погиб 3 июля в Стамбуле, упав со строительных лесов.
- 28 июня Миркан Бингёль, работавший на стройке в районе Текирдага, провинции Чорлу, упал с 9-го этажа и погиб.
- Отец троих детей Шакир Йылмаз (42 года), зарегистрированный в Анзафе, в районе Мурадие провинции Ван, погиб 26 июня, упав с высоты на территории строительной площадки, расположенной в муниципалитете Манавгат, провинции Анталья.
Риски гибели рабочих в различных отраслях
По данным ISIG, организации по охране труда и здоровья, в 2022 году в Турции было зарегистрировано не менее 1 843 смертельных исходов на производстве.
Ниже приводятся некоторые основные тезисы отчета ISIG:
Сельское хозяйство, строительство, сфера услуг и промышленность
Именно в этих секторах сосредоточено основное количество смертельных инцидентов, произошедших на рабочих местах (953 смерти трудящихся). Строительство, сельское хозяйство и транспорт – сферы, где преобладает нестабильный труд. В этих отраслях долгий рабочий день, а труд интенсивен. Такая работа чаще всего не подразумевает страховки, и трудящиеся сталкиваются со всевозможными нарушениями. Защитить их права некому, так как профсоюзные организации либо отсутствуют, либо слабы и сконцентрированы в определенных сферах труда.
Более половины смертельных случаев в строительстве приходится на падение с высоты – с наружных лесов, крыш, в шахты лифтов и т.д. Двумя другими главными причинами гибели рабочих являются травмы из-за сдавления и поражение электрическим током.
Другие часто встречающиеся причины смертности – использование неподходящих средств передвижения, особенно во время поездок сезонных сельскохозяйственных рабочих в регионы, где они трудятся, или на поля, а также изношенность тракторов, неудовлетворительное состояние мест для отдыха, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия труда, укусы клещей и т.д.
Третья отрасль с высокой смертностью работников – транспорт. Интенсивная эксплуатация труда, толчея, длительный рабочий день, разбитые дороги и неисправные транспортные средства, нерегулярное питание и сон и т.д. приводят к смертям на производстве. Хотя 75% фатальных исходов приходится на дорожно-транспортные происшествия, другой важной причиной остаются сердечные приступы, вызванные стрессовыми условиями труда.
В 2022 году мы выделили занятость водителей транспортных средств, как сферу труда, где смертность возросла по указанным причинам. Этот сектор постепенно расширяется в связи с пандемией, и работники-курьеры нередко моложе 20 лет, но влияние на состояние их здоровья очевидно: в 2022 году не менее 55 мотокурьеров погибли, находясь на рабочем месте.
Высокая смертность рабочих характерна и для сферы, связанной с вывозом твердых бытовых отходов. Необходимо срочно активизировать организационную деятельность в этом секторе, где у мусорщиков нет страховок, условия труда нездоровы, где интенсивно используется детский труд, а также труд мигрантов и стариков. Работники трудятся неопределенное время и получают крайне низкое вознаграждение.
Комментируя другие секторы занятости, стоит отметить, что смертность в промышленных секторах не входит в первую тройку; однако, необходимо подчеркнуть, что существует множество различных секторов промышленности (горнодобывающая, металлургическая, энергетическая, текстильная, химическая, пищевая и т.д.). Фактически, если взять сумму этих секторов, то «наибольшее число смертей по секторам» приходится именно на промышленность. Особенно ярко проявляются последствия снижения эффективности профсоюзов в ситуациях, когда мы видим растущую смертность молодых работников.
Напоследок, говоря об отраслях труда, мы хотели бы напомнить о прошлогодней трагедии – 14 октября 2022 года сорок два шахтера погибли в результате взрыва на шахте в Амасре, работой которой руководила Турецкая корпорация каменного угля. Трагедия произошла из-за отсутствия адекватных мер по охране труда и несоблюдения требований техники безопасности. Эта беда стала очередным звеном в цепи массовых смертей (фактически – убийств) в угольных шахтах Карадон, Эрменек и Козлу, на шахтах в Соме, Эльбистане и Ширнаке.