После того как 17 декабря 2010 года молодой человек по имени Мухаммед Буазизи, который был торговцем в Тунисе, совершил самосожжение, на Ближнем Востоке открылась дверь для нового процесса. В результате протестов, начавшихся после акции Буазизи, 14 января 2011 года был свергнут Зейнель Абидин Бен Али. Акции протеста с требованием «свободы» вскоре распространились на многие страны Ближнего Востока и запустили процесс, известный как «арабская весна». Протесты, начавшиеся в Тунисе, распространились на Египет, Йемен, Бахрейн, Ливию и Сирию. Бунты, начавшиеся с требования «свободы», привели к свержению нескольких диктаторских режимов, но в некоторых странах они развивались в другом направлении с вмешательством международных сил и военизированных структур. Протесты, начавшиеся 15 марта 2011 года с требованиями демократизации и реформ в Сирии, оставили свой отпечаток в гражданской войне, которая длится уже много лет при вмешательстве режима и иных сил.
После начала гражданской войны в Сирии появилось множество больших и малых вооруженных организаций. Самой опасной из них стала ИГИЛ*, берущая свое начало еще в конце 1990-х годов, впоследствии в разные годы менявшая свое название. Воспользовавшись вакуумом власти в Ираке и Сирии, ИГИЛ летом 2014 года взяла под контроль большой регион, находившийся на территории этих стран. В начале июня 2014 года эта группировка за несколько часов захватила Мосул в Ираке, а 29 июня – Ракку в Сирии, провозгласив на этих территориях свой «халифат». Затем ИГИЛ направилась в Дейр-эз-Зор, Алеппо, Идлиб, Хаму, сельскую местность Дамаска и другие города.
КОБАНИ НА ПРИЦЕЛЕ
Последней целью ИГИЛ стали города северо-восточной Сирии, где после гражданской войны в противовес режиму и противостоящим ему силам была введена в действие линия 3-го пути. 19 июля 2012 года эта территория была выведена из-под контроля режима. 15 сентября 2014 года ИГИЛ начала атаковать деревни возле города Кобани, где были посеяны семена революции северо-восточной Сирии. ИГИЛ стремилось занять Кобани за короткое время, также как это было сделано в других регионах. Помимо этого оно стремилось разорвать связи между кантонами Африн и Кизир северо-восточной Сирии, а также обеспечить бесперебойную связь и логистическую поддержку между ранее захваченными городами, такими как Гре Спи, Джараблус и Ракка.
17 сентября того же года, после взятия под контроль критически важного моста через реку Евфрат, ИГИЛ начала продвигаться к центру города Кобани через окрестные деревни. В то время как атаки велись из тяжелого вооружения, оставленного иракской армией, по центру Кобани начали бить из танков, ракет и минометов. На момент 2 октября 2014 года ИГИЛ захватила 350 из 354 деревень вокруг Кобани. 5 октября ИГИЛ достигла холма Миштанур.
ДЕЙСТВИЯ АРИН МИРКАН
Но ИГИЛ столкнулась с сильным сопротивлением. Арин Миркан и Ривана, командиры женских отрядов самообороны (ЖОС), сумели остановить продвижение ИГИЛ, Пожертвовав своими жизнями ради защиты города. ИГИЛ, с 7 октября пытавшаяся проникнуть в центр города, к середине месяца захватила половину Кобани.
Бойцы ОНС/ЖОС, защищавшие город, начали эвакуацию мирного населения, чтобы предотвратить бойню, подобную резне езидов в Шенгале. С увеличением интенсивности наступления и сужением осады местные жители переселились в деревню Тель Шиир, расположенную в 5 километрах к западу от центра города. Более 300 тысяч человек, в основном женщины и дети, были вынуждены бежать в район Суруч города Урфа. Тысячи людей, стоявших на страже границы, на несколько дней стали щитом против ИГИЛ.
ПРИЗЫВ К МОБИЛИЗАЦИИ ОТ АБДУЛЛЫ ОДЖАЛАНА
Ситуация в городе, находившемся под контролем Турции с одной стороны и ИГИЛ с другой, с каждым днем становилась все более и более критической. Получить поддержку из других кантонов не удавалось, ОНС и ЖОС приходилось сражаться против тяжелого вооружения только тем, что было у них в руках. Призывы о поддержке были заблокированы Турцией.
Когда для Кобани наступили критические часы, призыв к «мобилизации» прозвучал от лидера РПК Абдуллы Оджалана, встретившегося с делегацией ДПН в закрытой тюрьме типа F в Имралы. Оджалан сказал: «Те, кто содействует, бросает вызов и использует эти банды смерти, должны знать, что их отношение ставит под угрозу будущее народов и мир в регионе».
Пешмерга Патриотического союза Курдистана (ПСК) потребовали от Турции открыть коридор для прохода в Кобани.
СЕРХИЛЬДАН КОБАНИ
Поначалу Турция не разрешала открывать коридор. В своей речи в городе Дилок президент от ПСР Тайип Эрдоган сделал заявление: «Айн аль-Араб, также известный как Кобани, вот-вот падает».
После слов Эдогана в Кобани начались акции поддержки. Протесты 6-9 октября, послужившие поводом для дела о закрытии Демократической партии народов (ДПН) и преследования курдских политиков и вошедшие в историю как «Серхильдан (восстание) Кобани», за короткое время распространились на 35 провинций и 96 районов. Согласно отчету Ассоциации по правам человека (АПЧ), во время протестов в Кобани в период с 7 по 12 октября 2014 года погибли 46 человек, 682 человека получили ранения и 323 человека были арестованы. Большинство погибших лишились жизни в результате огня, открытого полицией и солдатами.
Протесты прекратились по призыву Оджалана. Позже пешмерга было разрешено войти в Кобани через Турцию.
МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ НА УЛИЦАХ
Пока все это происходило на линии границы и в Кобани, атаки ИГИЛ продолжались в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. По мере продолжения исторических боев ОНС и ЖОС реакция мира стала нарастать. Миллионы людей в 93 странах вышли на улицы в поддержку Кобани и сопротивления. В Латинской Америке, Азии и Европе были организованы массовые демонстрации, правительства призвали действовать и поддержать бойцов, которые сражаются в последнем районе Кобани.
Пол просьбам тысяч людей, включая лауреатов Нобелевской премии мира, ученых, интеллектуалов, писателей и представителей неправительственных организаций 1 ноября был назван Всемирным днем Кобани.
НАЧАЛО КОНЦА ДЛЯ ИГИЛ
После роста количества протестов по всему миру силы коалиции, сформированной под руководством США и включающей 6 арабских стран, начали наносить удары по позициям ИГИЛ с воздуха. В ноябре 2014 года ОНС очистили от ИГИЛ критически важный холм Миштанур. Также они захватили дорогу Хелинч, по которой группировка осуществляла логистические поставки в города Ракка и Гре Спи, тем самым ограничив поддержку ИГИЛ боеприпасами.
Боевики ИГИЛ, каждый день подвергавшиеся ударам, начали новую волну атак на Кобани, на этот раз через Турцию. Со-премьер-министр Кобани Анвар Муслим сделал заявление по поводу нападений: «Сегодня утром члены ИГИЛ проникли в Кобани через Турцию и совершили нападение. Они въехали в Кобани из Турции на начиненном бомбой автомобиле и взорвали его».
Срыв этой атаки ознаменовал для ИГИЛ «начало конца». День за днем группировка начала терять позиции, не сумев устоять против сил ОНС/ЖОС. Одна за другой деревни Кобани освобождались от господства ИГИЛ.
1 НОЯБРЯ
Радостные вести о поражении ИГИЛ и исторической победе в Кобани всему миру сообщил боец ОНС, принимавший участие в обороне города. Боец отрядов самообороны объявил о победе 26 января 2015 года, спустя 134 дня после нападений. Это было сделано следующими словами: «26'ê meha Çile 2015. Kobanê rizgar bû. Saet 3 kêm 10 deqe» («26 января 2015 года. Кобани освобожден. Сейчас 2 часа 50 минут).
После освобождения Кобани от ИГИЛ бойцы ОНС и ЖОС направились в Гре Спи. Гре Спи был освобожден 15 июня 2015 года; таким образом, трехлетняя осада Кобани со стороны террористов ИГИЛ, «Аль– Каиды»*, «Братьев– мусульман»* и «Джебхат ан Нусры»* была полностью ликвидирована. На этом борьба с ИГИЛ не закончилась: 27 июля был освобожден город Сирин в Кобани.
После этой победы, открывшей дверь в новую эру, 10 октября 2015 года в кантоне Джизре было объявлено о создании Сил демократических Сирии (СДС). В состав СДС вошли тысячи бойцов из сирийских, армянских, арабских, ассирийских и курдских вооруженных сил.
СТАТИСТИКА ВОЙНЫ
29 января 2015 года пресс-секретарь командования ОНС в Кобани Шореш Хасан объявил статистику боевых действий за 4 месяца. Хасан заявил: «Количество предпринятых акций – 220, количество акций с неясными результатами – 98, количество транспортных средств с бомбами – 37, атак смертников банд ИГИЛ – 19, количество погибших от рук банд в ходе войны – 3 710, количество захороненных останков бандитов в руках ОНС – 316, количество уничтоженных транспортных средств – 87, количество подорванных танков – 16, количество уничтоженных доков – 8, количество уничтоженных военных автомобилей Hummer – 5, количество уничтоженных панцеров – 2».
В продолжении своего заявления Хасан сообщил, что погибли 408 бойцов из ОНС, 13 из Сувар аль-Ракка, 1 из пешмерга, 2 из левых организаций Турции и 2 из Шамс аль-Шамаль.
СВИДЕТЕЛЬ РАССКАЗЫВАЕТ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО
Диджле Ахмед, которая работала журналистом в городе во время 134-дневного сопротивления в Кобани, рассказала, что стала свидетелем процесса, дорого обошедшегося всему миру. Заявив, что революция 19 июля (революция Рожавы) была направлена против нападений на Кобани, Ахмед сказала: «Нападения на Кобани происходили с 2013 года. Кобани был оккупирован и находился в осаде. Нападения перешли в другое измерение. Сначала нападения начались в деревне Теклик. Тысячи членов ИГИЛ собрались вокруг Кобани с танками и артиллерией. В этом процессе большая материально-техническая поддержка была оказана ИГИЛ с турецкой границы, особенно с Джараблуса и Гре Спи».
«БОЙЦЫ СРАЖАЛИСЬ САМООТВЕРЖЕННО»
Заявив, что бойцы ОНС/ЖОС противостояли тяжелому оружию, вооруженные лишь баллистами и ручными гранатами, Ахмед сказала: «Эти бойцы сражались самоотверженно и сделали все, чтобы не дать ИГИЛ войти в Кобани. ИГИЛ было побеждено благодаря непоколебимой воле бойцов ОНС/ЖОС. Каждый день они наносили группировке тяжелые удары. Когда ИГИЛ вошла в Кобани, они боялись продвигаться, потому что здесь исторически сложилось мощное сопротивление. Сражаясь, ИГИЛ пыталась сломить волю и вселить страх в сердца бойцов ОНС/ЖОС, атакуя их с помощью начиненных взрывчаткой автомобилей».
БОЙЦЫ НЕ ПОКИНУЛИ КОБАНИ
Заявив, что с усилением атак у ОНС/ЖОС осталось под контролем только несколько улиц, Ахмед сказала: «Все дома, улицы и проспекты города в то время были полем боя. Простые люди участвовали в сопротивлении наравне с бойцами. С одной стороны, были голод и жажда, с другой – ледяной холод. Большинство бойцов не имели возможности поесть в течение нескольких дней. Несмотря ни на что, в их сердцах царила вера и уверенность в том, что они победят. Когда мы спросили бойцов, как пережить эти дни, они ответили, что не покинут Кобани до тех пор, пока в городе будет хоть один человек. Они сражались, храня в сердцах эту веру. Историческое сопротивление продолжалось 134 дня. Мы, журналисты, следившие за ходом войны, были свидетелями этих дней. Воины стали живым щитом. Те, кто не мог взять в руки оружие, готовили еду для бойцов. Они ухаживали за ранеными. Многие молодые люди из всех 4 частей Курдистана, а также из-за рубежа приехали сюда для защиты Кобани. Курды стали живым заслоном на границе. Кобан удалось отстоять благодаря проявлению великого духа сопротивления».
«МЫ ДОЛЖНЫ ОБЪЯВИТЬ О СОПРОТИВЛЕНИИ ВСЕМУ МИРУ»
По словам Ахмед, во время напряженных конфликтов она и ее коллеги-журналисты имели очень ограниченные возможности и работали в тяжелых условиях. «Однако на нас лежала ответственность объявить миру о событиях, которые здесь происходили. Мы должны были донести до всех значимость этого исторического сопротивления. Многие наши друзья пожертвовали своими жизнями ради этого дела, но о сопротивлении Кобани было объявлено всему миру. Коалиция вмешалась и нанесла авиаудар по ИГИЛ. Весь мир признал курдский народ и сопротивление женщин вместе с сопротивлением Кобани».
* - террористическая организация, запрещена в РФ