«Спрятанный крест»: фильм об армянах в Амеде
В Амеде снят документальный фильм о переживших геноцид армянах, которые были вынуждены принять ислам. Агентство «Фират» взяло интервью у режиссеров фильма.
В Амеде снят документальный фильм о переживших геноцид армянах, которые были вынуждены принять ислам. Агентство «Фират» взяло интервью у режиссеров фильма.
Документальный фильм «Спрятанный крест» (Saklı Haç) рассказывает об армянах в провинции Северного Курдистана Амед (Диярбакыр), которые приняли ислам после геноцида.
Геноцид армян 1915 года в Османской империи унес жизни около полутора миллионов человек. Незначительная часть уцелевших была обращена в ислам. Более века они скрывали свою самобытность, культуру и веру. Особенно в сельской местности с преимущественно суннитским населением армяне сменили имена и начали совершать мусульманские обряды. Многие чувствовали необходимость быть больше мусульманами, чем собственно мусульмане. Район Эгиль в Амеде является домом для армян, которым пришлось скрывать свою идентичность. Алтан Санкар и Серхат Темель сняли о них документальный фильм. Они рассказали агентству Фират, что побудило их создать этот документальный фильм.
Спрятанная история
«Геноцид армян имеет много граней, в том числе и ту, которая касается обращенных в ислам армян. Они не могут по-настоящему выразить себя и не говорят об этом. Предоставив голос этим людям, мы сделаем еще один шаг вперед в отношении событий 1915 года. Название нашего документального фильма рассказывает о жизни армян, принявших ислам. Оно появилось не сразу. В первую неделю съемок мы навестили женщину. Она сказала, что хочет нам что-то показать, и достала из сундука крест. Это был бабушкин крест, который был передан её матери и потом ей. Она передаст его одной из своих дочерей. Так мы получили идею названия – «Спрятанный крест». Речь идет не только о кресте, но и об идентичности, культуре и верованиях, которые долгое время скрывались армянами. Сокрытие – это не только символ, но и часть истории», – говорит Алтан Санкар.
Гала-показ в Амеде
Гала-показ документального фильма состоялся в Амеде 16 июня. По словам Санкара, в Стамбуле и других городах планируется больше показов: «Нашей самой большой мечтой будет гала-показ в Армении. Также фильм пройдет в Европе. Мы ожидаем и выступления на кинофестивалях. После этого фильм будет в свободном доступе в интернете. Наша цель – чтобы все видели и знали, что было сделано с армянами, курдами и другими дискриминируемыми народами в регионе. Мы продолжим работу над этой темой».
Важным является противостояние
Второй режиссер, Серхат Темель, рассказывает, что в детстве играл со многими детьми и внуками главных героев документального фильма: «Мы росли вместе с ними. Мы понимаем, как сильно мы ранили их в детстве. Это история, которую мы знаем. Мы сочли необходимым, чтобы описанная конфронтация была проработана. В истории много тем, которые требуют извинений. Однако нас интересует не поверхностное извинение. Нас спасет и очистит то, что мы сделали. Уже в детстве мы знали, о чем идет речь, как росли эти дети и как страдали люди, о которых снят этот фильм. И мы хотели, чтобы все это увидели. Это должно быть катарсисом для всех, кто там жил и молчал до сегодняшнего дня».
Травма поколений
Несмотря на то что с момента геноцида прошло более века, люди все еще травмированы. Темель говорит: «Мы говорили не с первым поколением, а со вторым и третьим поколениями, которые сами не пережили геноцид. С ходом истории становится ясно, что травма до сих пор не преодолена. На самом деле это история нашего позора. Сначала мы хотели обработать эту тему в текстовом виде, но потом подумали, что она будет более широко распространяться в виде документального фильма. Наша главная забота – чтобы истории этих людей обрели известность. Мы работали над фильмом около года, из которого три месяца снимали».
Алтан Санкар, который сам является внуком обращенных армян, добавляет: «Возможно, основа того, что сегодня переживает Турция, была заложена в 1915 году. Если мы сможем разобраться с правдой о событиях 1915 года, возможно, что-то изменится сегодня».