«В поисках Мехмета» – название кинопроекта македонского документалиста Николы Ивановски о последних месяцах жизни журналиста Мехмета Аксоя (военный позывной – Фираз Даг). Аксой был репортером пресс-центра ОНС и сопровождал наступление на так называемое Исламское государство (ИГИЛ), освобождая северный сирийский город Ракку. 26 сентября 2017 года он погиб во время атаки ИГИЛ, работая над документальным фильмом о наступлении.
Ивановски отправится в поездку в Рожаву с матерью Мехмета Аксоя Зейнеп и его сестрой Гонкой, чтобы изучить период пребывания журналиста в регионе, интервьюируя лиц, имевших к нему отношение, а также работая с архивными кадрами, которые тот сделал на месте событий. В интервью агентству «Фират» режиссер рассказал о мотивах, побудивших его снять фильм.
– Г-н Ивановски, вы знали Мехмета лично?
– У меня не было возможности лично познакомиться с Мехметом, пока он был среди нас, но мы вращались в одних кругах и имели много общих друзей. Мы, вероятно, сталкивались друг с другом на некоторых мероприятиях, но никогда официально не встречались. Я знал о нем и его работе.
– Мехмет не первый человек из Европы или Англии, который присоединился к ОНС и погиб. Что делает его настолько особенным, что вы хотите снять документальный фильм о его жизни?
– Это правда, есть много других людей, которые присоединились к борьбе против ИГИЛ и были убиты. В истории Мехмета меня привлекло несколько вещей. Информация о курдской проблеме появилась в моей жизни позже, когда я изучал политику и пытался найти способ снять фильм, который показывает курдскую историю на протяжении многих лет. Когда я узнал о его трагической гибели Мехмета, я обратился к его дяде, и тот сказал мне, что находится в Рожаве, работая над фильмом о борьбе курдов с ИГИЛ. Я поинтересовался, что случилось с отснятым материалом, и мне сказали, что на данный момент сделано не так много. Я попросил разрешения взглянуть на эти кадры, размышляя, что этот человек начал то, что я хотел сделать, поэтому было бы неплохо закончить его работу, отдав тем самым дань уважения коллеге-режиссеру. Затем я присутствовал на его похоронах, которые запечатлел на пленке, и понял, что в этой истории гораздо больше того, о чем я изначально думал.
На его похоронах присутствовало около 6000 человек со всего мира и из всех слоев общества: депутаты, профсоюзные лидеры, волонтеры из Рожавы, ученые, раввины, священники, активисты... Он был яркой личностью – харизматичным, красивым, умным, талантливым, популярным человеком, и ему открывался весь мир. Он затронул сердца и жизни многих людей.
Что заставило такого человека оставить все позади и идти сражаться с камерой в руках за землю, которую он никогда не знал, но чувствовал, что это его дом. Каковы эти ценности? Это меня завораживало. Но что действительно потрясло меня на похоронах, так это осознание того, что его семья на самом деле и не подозревала, насколько был популярен и важен их павший на поле боя сын. Так что идея созрела в течение следующих нескольких месяцев, когда я сближался с его семьей.
Я ощущал их горе и боль и чувствовал, что благодаря этому фильму могу помочь им поставить точку после его безвременной гибели и увековечить ту важную работу, которую он делал как для семьи, так и для курдских общин во всем мире. По мере того как я все больше и больше погружался в его жизнь, я понимал, что трагическая история Мехмета – это воплощение трагической истории курдской борьбы за признание и автономию, которая является одной из величайших политических трагедий XXI века. Рассказывая историю жизни Мехмета, я рассказываю миру историю курдов.
На личном уровне я нахожу много общего между нашими историями. Мы оба росли, не до конца осознавая свою национальную принадлежность. Мехмет родился в турко-курдской семье, вырос британцем и обнаружил свою курдскую идентичность в подростковом возрасте. Я родился в Югославии. Когда мне было 7 лет, мне сказали, что я македонец, а затем я уехал и жил в разных европейских странах, в конечном итоге обосновавшись в Великобритании. Мы оба были журналистами, потом занялись кинематографией, и у нас были общие политические ценности. На более широком политическом уровне история курдов повторяет историю македонцев до 1944 года, когда Иосип Броз Тито дал Македонии статус в составе федерации Югославии. До этого Македония официально не существовала как страна благодаря политическим махинациям великих держав (Великобритании и Франции) после балканских войн. Македонцы, как и курды, были рассеяны по Сербии, Греции, Албании и Болгарии и подвергались преследованиям. Они получили официальное признание в 1944 году, а вот курды свою страну так и не обрели. Так что я могу иметь личное отношение к курдской политической ситуации.
Во время борьбы с так называемым Исламским государством Мехмет стал особенно активен после нападения ИГИЛ на Шенгал в августе 2014 года, начав усиленно информировать и пытаться организовать курдское население и европейскую общественность. Его действия повлияли на многих людей. Можно ли заполнить пустоту, которую он оставил после своей гибели?
Мехмет сыграл очень важную роль как в борьбе курдов против ИГ, так и во всем курдском движении. Его ценность в распространении информации о том, что происходит в Рожаве, а также в служении источником вдохновения невозможно выразить словами. Кроме того, он был общественным лидером, объединяющим людей, всегда был готов обсуждать и дискутировать и, насколько я понимаю, всегда находил время поговорить с кем-либо. К сожалению, такие люди, как он, редки, и будет сложно найти ему замену. Но может случиться так, что люди почерпнут вдохновение в его жизни и наследии и продолжат его важную работу. В идеале его жертва послужит множителем и породит много новых мехметов.
– На похоронах Мехмета в Лондоне было сказано: «Мехмету удалось решить дилемму семья–борьба, в которой живет каждый курдский подросток в Европе, и проявить мужество, присоединившись к освободительной борьбе». Повлияло ли участие Мехмета в этой борьбе на курдскую молодежь в Великобритании?
– Я хотел бы верить, что да, он определенно служит источником вдохновения для курдской молодежи в Великобритании. Его имя живет в коллективной памяти каждой курдской семьи в Туманном Альбионе. Тем не менее давайте не будем забывать, что его решение дилеммы оставляет за собой осиротевшую семью. Это сложный конфликт, особенно для курдов, вынужденных покидать свои земли в Иране, Ираке, Турции и Сирии и разбросанных по всему миру, но без прав и признания.
С одной стороны, он герой и мученик движения, и его мать, как и любая другая курдская мать, потерявшая сына или дочь в борьбе, гордится этим. Но с другой стороны, на личном уровне, его семья потеряла сына и брата. И ничто не может заменить его. Так что это уникальный аспект, который я нахожу в курдском сообществе и который мне интересно исследовать с помощью данного фильма. И давайте не будем забывать, что среди курдской диаспоры есть тысячи других мехметов по всему миру. А история Мехмета воплощает в себе все эти истории.
– Своим фильмом вы хотите показать последние месяцы жизни Мехмета. Планируете ли Вы также обратиться к эмоциональным конфликтам курдской молодежи в Европе и ценностям, которые имели решающее значение для поездки Мехмета в Рожаву?
– Показав путь Мехмета от кинорежиссера до революционера, от Мехмета Аксоя до Фираза Дага, я, несомненно, коснусь эмоциональных конфликтов многих других курдских молодых людей по всему миру. Мехмету пришлось сделать трудный выбор в своей короткой, но насыщенной жизни. Не рассказывать близким родственникам о своем решении, оставить за спиной историю любви, потому что он не смог примирить свою любовь к Рожаве с требованиями общепринятых отношений. Есть так много тем, которые найдут отклик у курдской молодежи по всей Европе, что, я думаю, многие узнают свои дилеммы и проблемы через историю Мехмета. И именно поэтому очень важно снять этот фильм.
– Фильм расскажет о жизни человека, который вырос в Европе и был очень успешным во многих областях жизни. Можно подумать, что Мехмет был «хорошо интегрированным» молодым человеком с курдскими корнями. Как вы интерпретируете эту ситуацию как режиссер?
– Хотя на первый взгляд Мехмет был хорошо интегрированным молодым курдом в британском обществе, глубоко внутри он ощущал свою неустроенность. По мере того как он вырабатывал свои политические ценности в юношеские годы, он все больше и больше чувствовал себя аутсайдером в Великобритании. Он обнаружил, что британское общество слишком капиталистическое, слишком материалистическое. И когда началась гражданская война в Сирии и он узнал о том, что происходит в Рожаве, он идеалистически увидел, что шанс на новый и лучший мир, основанный на ценностях, которыми он дорожил, стал возможен. И именно это преображение хорошо интегрированного молодого британского курда в революционера (от Мехмета Аксоя до Фираза Дага) станет темой фильма.
В фильме раскрывается это становление героя глазами его семьи, путешествующей по всему миру, чтобы встретиться с людьми, с которыми он работал. Они пытаются понять, почему он сделал то, что сделал, и что все это означало. В своем кинопроекте я также уделю пристальное внимание некоторым художественным фильмам, которые он снял, в частности ранним работам, рассказам о молодом иммигранте, выросшем в Лондоне, а также его последней работе, которую он создал на границе между Турцией и Рожавой в 2014 году во время осады Кобани.
История Мехмета – это одновременно и вдохновляющая драма, которая неуклонно ведет за собой, и в то же время реальное и уникальное явление для курдской общины. И я чувствую, что темы в этой истории (любовь, потеря, жертва, солидарность, революция, семья) универсальны как для курдского зрителя, так и для широкой аудитории во всем мире, что делает его историю великолепно подходящей для фильма.
– Вы бы сняли этот фильм, если бы не были другом Мехмета?
– Как я уже сказал, я не знал Мехмета лично, это было исключительно поверхностное знакомство. Но тот факт, что я не чувствовал близости, ставит меня в выгодное положение, делая меня объективным рассказчиком, поскольку я не обременен прямой болью и травмой, как то случилось бы, если бы я был его близким другом. Тем не менее я в состоянии использовать эту историю, чтобы помочь семье и обществу исцелить их боль посредством создания этого фильма.
– А среди членов вашей съемочной команды есть друзья Мехмета?
– Нет, никто. Но многие из его друзей появятся в фильме в качестве соавторов. Я чувствую, что важно отделить профессиональное и личное, чтобы более объективно сосредоточиться на истории и иметь возможность продолжать, когда возникают трудности в производственном процессе.