Инструмент надежды, любви и тоски
Саз, который веками передавал надежду, любовь и тоску, по-прежнему остается одним из распространенных инструментов. Рамазан Уста, который уже 20 лет изготавливает сазы, рассказал о своей профессии.
Саз, который веками передавал надежду, любовь и тоску, по-прежнему остается одним из распространенных инструментов. Рамазан Уста, который уже 20 лет изготавливает сазы, рассказал о своей профессии.
Саз занимает особое место в культуре Курдистана. Его история насчитывает тысячи лет, но игра на нем по-прежнему занимает особое место в искусстве. В районе Енишехир провинции Амед (Диярбакыр) мы стали гостями Рамазана Усты, которые в течение 20 лет делает сазы.
Уста заявил, что для изготовления саза нужно хорошее понимание того, как он звучит, а также умение выбрать дерево. По его словам, самым сложным является изготовления корпуса. Также он сказал, что нельзя научиться делать сазы за несколько месяцев, так как это тонкая работа.
Уста родился в 1978 году в Амеде. «После того, как будет готов гриф, все части саза собираются вместе. Части, которые мы называем корпусом, декой и грифом, закрепляются на свои места. После шлифования на саз натягиваются струны. С установкой струн настраивается аккорд. Если вам понравилось, как звучит саз, вы можете его купить».
Уста рассказал, что, как и во многих других сферах, мастера по изготовлению сазов остались без работы из-за фабричного производства. Но он отметил, что «сазы, которые изготавливают на фабриках, не дают качественного звука. Изготовление саза также важно, как и то, кто на нем играет. Если все сделано правильно, то саз может выразить и любовь, и тоску, и надежду и сопротивление».
Уста заявил, что в прошлом работа по изготовлению сазов была очень хорошей, однако сейчас они не могут заниматься этим. Уста сказал, что осталось мало мастеров, которые изготавливают саз, а их профессия на грани исчезновения.