Память курдского поэта и писателя Джегерхвина почтили в 40-ю годовщину со дня его смерти
Сегодня, в 40-ю годовщину со дня смерти курдского поэта и писателя Джегерхвина, по всему Курдистану ему отдают дань памяти.
Сегодня, в 40-ю годовщину со дня смерти курдского поэта и писателя Джегерхвина, по всему Курдистану ему отдают дань памяти.
Сегодня исполняется 40 лет со дня смерти поэта свободы Джегерхвина, который скончался 22 октября 1984 года в Стокгольме в возрасте 81 года.
Он был похоронен в саду своего дома в районе Херби в Камышло, где провел большую часть своей жизни.
Джегерхвин, настоящее имя – Шехмус Хасан, родился в 1903 году в деревне Хисар в Северном Курдистане. Отсюда он и получил прозвище Хисари.
Тогда деревня относилась к провинции Мардин.Сегодня это муниципалитет в Батмане.
В 1914 году, во время Первой мировой войны,Джегерхвин бежал со своей семьей в Дерик на севере Сирии. О шести годах его юности, включая время, проведенное в Дерике, известно немного. Об этом также не сообщается в таких работах, как «Антология курдской литературы» Мехмеда Узуна или «Литературная история курдов» Кенаде Курдо. Однако годы, проведенные в Дерике, должно быть, сильно повлияли на формирование чувства справедливости и свободы у парня. Работая батраком и пастухом на ферме, Джегерхвин вскоре вступил в конфликт с ага и муллами. Он пытался выжить, работая поденщиком, ему постоянно хотелось есть, а еще он мечтал учиться. Но, к сожалению, его желания не сбывались. Он не мог заработать достаточно на жизнь. Сам Джегерхвин о своем пребывании в Дерике сказал: «Дерик – это источник культуры. Если бы я не увидел всю эту красоту природы и истории, то никогда не стал бы поэтом».
Джегерхвин покинул деревню и переезжал из места на место, выступая со своими стихотворениями. Вконце Первой мировой войны он оказался в Амуде. Там его застал врасплох распад Османской империи. Державы с мандатными полномочияминачертили новые границы, и поэтому на какое-то время он был отрезан от родных мест.
В возрасте восемнадцати лет он поступил в медресе – школу изучения Корана – и почти девять лет изучал религию. В Амеде (Диярбакыре) его учителями были такие известные ученые, как Мелейе Сери Жекири и Сейдай Меле Искендер(1898-1928) из знаменитого племени ботан. Его спутником стал литературный деятель МелеАбдуррахман Сорики. В это время Джегерхвинначал писать стихи, в которых рассказывалось о суровой жизни в Курдистане. В них он размышлял о феодальной эксплуатации со стороны ага, которые, будучи крупными землевладельцами, также были господами над жителями своих поместий. В то время стихотворения молодого поэта были пронизаны идеями национального освобождения курдов, а также курдскими традициями, историей и искусством.
За курдским восстанием шейха Саида в 1925 году последовали жестокие репрессии и преследования. Многие шейхи и духовные деятели региона присоединились к восстанию и вовлекли в него своих учеников. После кровавых репрессий в 1926 году учитель Джегерхвина, Меле Искендер, был арестован, заболел туберкулезом и умер. Другу поэта, Меле Сорики, удалось бежать. Ему самому тоже удалось спастись. Сначала он бежал в Джазиру, а затем в Камышло в западномКурдистане (Рожаве), который называли маленьким югом. Там он смог опубликовать первые стихи в журнале «Хавар». Изданием руководил СеладетБедирхан, который вместе со своим братом издавал первую курдскую газету в Каире в 1898 году, а с 1927 года пытался объединить курдскую интеллигенцию в общество «Хойбун». С тех пор Шехмус Хасан Хесари использовал псевдоним Джегерхвин, что означает «кровоточащее сердце».
После Второй мировой войны Джегерхвин вместе с другими курдскими представителями интеллигенции основал в Джазире Движение за свободу и единство курдов (Civata Azadî û YekîtiyaKurd), которое позже стало турецким отделением Демократической партии Курдистана (ДПК-Т), в составе которого, тем не менее, сохранило свою независимость. С 1949 по 1957 год Джегерхвинбыл членом Сирийской коммунистической партии, в которой курды традиционно занимали непропорционально большое количество руководящих постов.
По причине своей деятельности в Сирии Джегерхвин подвергся преследованиям и в 1958 году бежал в Багдад, где в 1959 году стал членом преподавательского состава факультета курдского языка и литературы тамошнего университета. Он смог опубликовать первый словарь курдского языка на латинице и работал в Демократической партии Курдистана муллы Мистефы Барзани. Там он пробыл всего три года, а затем вернулся в Камышлоиз-за усиления репрессий. Но даже там его несколько раз арестовывали, пытали и допрашивали. После отделения от ДПК Барзани он с несколькими единомышленниками основал Курдскую демократическую партию (Сирия), с которой поддерживал связи до конца жизни. В 1970 году он бежал в Ливан, откуда в 1979 году в возрасте 76 лет переехал в Швецию.
Джегерхвин скончался в Швеции 22 октября 1984 года, оставив после себя наследие, важное для всех курдов. Его гроб привезли в Камышло и похоронили в саду его старого дома. На церемонии присутствовали почти сто тысяч курдов, ассирийцев, арабов и армян.
В 2022 году проправительственный назначенец вкурдской провинции Батман приказал снести бюст курдского поэта и писателя. Памятник был установлен в парке «Кине Эм» в 2007 году тогдашним муниципалитетом.
Этот памятник был снят с места неизвестными лицами в 2014 году.
О творчестве Джегерхвина
В Курдистане и на Ближнем Востоке все правители государств, где жил великий курдский поэт, боялись его бунтарской поэзии и подвергали ее остракизму. Большинство книг Джегерхвина были изданы в Европе, особенно во время его последнегоизгнания, в Швеции, где вышли в свет шесть томов одних только стихов, а также книги по курдской истории и фольклору. В начале 2000-х годов там же был основан фонд Джегерхвина. В качестве директора его сын Кейо Хассан, скончавшийся в 2020 году, координировал работу над различными проектами. Таким образом, в Турции появилась возможность издавать работы Джегерхвина на курдском и даже турецком языках. Только в начале 1990-х годов книги Джегерхвина стало можно публиковать в Турции. Первоначально их распространяли только в Стамбуле, в то время как в северном Курдистане они все еще были запрещены.
В 1960-х и 1970-х годах Джегерхвин был популярен в Советском Союзе, особенно в республиках, где проживают курды, – Грузии, Азербайджане и Армении. Например, выдающийся курдский писатель из Азербайджана, доктор Шамиль Эсгеров, который также выпустил единственный на сегодняшний день курдско-азербайджанский словарь, в 1969 году защитил диссертацию на тему «Поэзия современного поэта Джегерхвина». А курдский литератор Ордихане Джелиль опубликовал в Армении в 1966 году работу «Патриотическая поэзия Джегерхвина».