ПЕН-клуб принял два предложения по курдскому языку
Одно из предложений касается преподавания на курдском языке в системе образования Турции — шаг, который широко поддерживают курдские активисты.
Одно из предложений касается преподавания на курдском языке в системе образования Турции — шаг, который широко поддерживают курдские активисты.
ПЕН-клуб, всемирная ассоциация писателей, приняла два предложения о курдском языке во время 88-го конгресса, состоявшегося в пятницу в Уппсале, Швеция.
Одно из них касалось введение преподавания на курдском языке в системе образования Турции — шаг, который широко поддерживают курдские активисты в рамках права учиться на родном языке.
Другое предложение также связано с правами курдов, проживающих в Турции и Иране. Оно поступило в то время, когда Иран сотрясают протесты, вызванные смертью 22-летней курдской девушки после ареста полицией нравственности.
Бериван Доски, почетный президент Курдского центра (Navenda PENa Kurd), сказал в радиоинтервью, что, приняв эти предложения, ПЕН-клуб обеспечил важную основу для борьбы с попытками игнорировать курдский язык и против политики ассимиляции, направленной против курдского народа.
Серкан Бруск из курдского ПЕН-клуба также заявил в интервью, что отказ в праве говорить по-курдски и преподавать на курдском языке является неприемлемым.
Между тем, курдский политик и интеллектуал Абдулла Хиджаб также подчеркнул важность решения ПЕН-клуба в то время, когда «Жин, жиян, азади» («Женщина, жизнь, свобода»), курдский лозунг за освобождение женщин стал символом протестов в Иране, а также демонстраций солидарности в других частях света.
«Это шаг, показывающий, что философские аспекты курдского движения за свободу были реализованы на практике», — сказал Хиджаб.
Курды составляют четвертую по величине этническую группу на Ближнем Востоке с населением, по оценкам, от 25 до 35 миллионов человек, проживающих в Турции, Сирии, Ираке и Иране.
По оценкам, от 15 до 25% населения Турции — это курды, что делает их крупнейшей группой меньшинств в Турецкой Республике.
Статья 42 Конституции Турции гласит, что ни один другой язык, кроме турецкого, не признается родным в образовании. Это положение является основанием для отказа курдам в получении образования на их родном языке, что приводит, по словам курдского освободительного движения, к исключению и даже ассимиляции учащихся.
Правящая партия справедливости и развития, пришедшая к власти в 2002 году, предприняла некоторые шаги по культурной либерализации курдов, а в 2012 году, в ходе мирного процесса между Турцией и Рабочей партией Курдистана, правительство впервые ввело факультативный курс курдского языка.
Однако такие образовательные реформы прекратились после того, как мирный процесс свернули в 2015 году и частные школы на курдском языке, открытые во время мирного процесса в Турции, были закрыты.
Эксперты по правам человека говорят, что право на образование на родном языке должно соблюдаться всеми странами, подписавшими Всеобщую декларацию прав человека, статья 19 которой закрепляет право на свободу мнений и их свободное выражение.