Мурат Дамир: я служу курдской музыке

Музыкант Мурат Дамир поет почти забытые песни своего народа. Он делает это, чтобы противостоять культурной ассимиляции, и называет себя «служителем» музыки курдов.

Молодой курдский музыкант Мурат Дамир 26 лет от роду дает новую жизнь мелодиям, которые мало кто слышал, оформляя их в своем особенном стиле, в новом духе курдской музыки, вдохновленный культурой, которая окружала его с детства.

Мы познакомились с его творчеством, услышав песню Hoy Nerme в профессиональной аранжировке Эрдема Алтынсеса, опубликованную на YouTube. Автор текста песни неизвестен, как и авторы многих других курдских песен, которые поет Дамир. Эти песни передают от сердца к сердцу. Дамир, работающий сейчас над новым альбомом, путешествует по Северному Курдистану из города в город, от деревни к деревне, собирая полузабытые песни Курдистана.

Мы поговорили с ним о том, как он трудится для сохранения курдской музыки, и о культурной ассимиляции. Дамир родился и вырос в Джоламерге (Хаккари) и считает себя везучим человеком. Его отец и его детское окружение взращивали его интерес к музыке. «Мой отец тоже пел, – говорит он, рассказывая о своей жизни, – Мы должны защищать ткань нашей культуры, ее саму, неважно, кто этим занят – женщины или мужчины, мусульмане или представители других религий».

Дамир воспринял эмоции музыки и её звуки от своей семьи и черпал их из жизни в Джоламерге: «В человеческой истории очень много страдания. Конечно, есть и счастье, но войн и сражений много. В нашей истории тоже есть войны, боль и радости. Если я скажу, что на меня, музыканта, это не влияет, я буду неправ с самого начала. Мой стиль музыки отражает это. Я впечатлен всей болью, которую мы пережили, нашими победами или поражениями, нашими историями, нашими любовными песнями. Я хочу достойно служить этому всему. Когда я смогу начать это служение, это будет мой настоящий успех».

Служитель музыки курдов

Дамир называет себя слугой курдской музыки: «Я не говорю, что буду успешен, когда взберусь по всем ступенькам лестницы моей музыкальной карьеры. Я достигну своей главной цели, добавив эмоций и событий в курдскую культуру моей музыкой. В этом смысле, как я уже говорил, я считаю себя служителем. В каком-то смысле это моя позиция против ассимиляции, в пользу курдской культуры и музыки».

Когда мы спросили нашего собеседника, что он слушает, Дамир коснулся почти забытых курдских мелодий: «Я слушаю курдских музыкантов, которых мало кто знает. Вам известно, что многие мелодии курдов уже были утрачены, забыты или на грани забвения. На сегодняшний день 65-70-летние жители Джоламерга и Ширнаха поют то, чего не слышали в других местах. Если эти люди умрут, мелодии тоже исчезнут. Нам нужно услышать эти песни. Я думаю, что эти песни важно защитить, чтобы противостоять культурной ассимиляции. Вернуть себе свою культуру – важнейшее дело жизни. Мы говорим, что наш язык есть наша идентичность. Наша идентичность! Если мы говорим о народе, мы должны посмотреть и на его искусство и культуру. Культура – огромная движущая сила».

Дамир рассказал, что ведет работу над новым альбомом, а недавно открыл для себя новые песни, путешествуя по городам и селениям, и написал новые композиции.

На вопрос о дальнейших планах музыкант ответил: «Иногда я буду петь только для детей, иногда только для тех, кто понимает старые мелодии – так и я сам начинаю понимать, что я пою. В другие дни я буду петь о любви, и меня будут слушать влюбленные».