Курдский режиссер Вейси Алтай был приговорен к тюремному заключению в Батмане за свою документальную киноленту Nû Jîn. Ему предъявили обвинение в «пропаганде терроризма» на основании постера к фильму. Диджле Антер, бывший директор кинотеатра Yılmaz Güney, где шел показ этого фильма, также был осужден турецким судом.
Nû Jîn – документальный фильм о сопротивлении в Кобани против военизированных формирований террористической организации Исламское государство*, имевшем место в 2014 году, женскими глазами. «Женщины есть жизнь. Жизнь означает сопротивление, а сопротивление означает Кобани», – такова главная идея, которую попытался реализовать в своей документальной киноленте Вейси Алтай. В нем рассказывается о повседневной жизни трех курдянок, женщин-бойцов, перед лицом нападения ИГ* 14 сентября 2014 года. Все трое вступили в женские отряды обороны ЖОС и сражались против наступления ИГИЛ* бок о бок с отрядами своих товарищей из ОНС.
Однако государственный обвинитель Батмана счел постер к фильму Nû Jîn уголовным преступлением, поскольку одну из трех бойцов ЖОС можно видеть с флагом ОНС. Согласно обвинительному заключению, постер способствует «стимулированию позитивного отношения» к террористической организации.
Фильм о существующей реальности
«Я снял фильм о существующей реальности. Моя камера фиксировала только то, что происходило тогда в Кобани», – сказал в свое оправдание режиссер Вейси Алтай. Он отверг обвинения в пропаганде терроризма, выдвинутые в свой адрес. На постере можно видеть лишь сцену из фильма. «Когда фильм показывали в Батмане, в кинотеатре были полицейские, но они не смогли выявить никакого уголовного преступления», – сказал кинорежиссер.
Диджле Антер назвал мотивом уголовного преследования в своем случае «незаконное распространение документального фильма», хотя и на местном уровне. Фильм Nû Jîn был показан в ряде городов, но расследование коснулось только Батмана. Антер, сын курдского интеллектуала и писателя Мусы Антера, убитого турецкими контрас в 1992 году, был руководителем кинотеатра в Батмане, названного в честь пионера курдского кино Йылмаза Гюнея и основанного в 2005 году. После попытки псевдопереворота, случившейся летом 2016 года, Антер был уволен с государственной службы указом властей.
Одним из первых официальных действий назначенного государством руководителя, который был направлен в город властями вместо демократически избранного мэра, стало закрытие кинотеатра. Правительственный назначенец не позволил провести ремонт здания, ранее согласованный городской администрацией под руководством партии ДПР. В конце января 2017 года в электронном оборудовании закрытого кинотеатра якобы произошло короткое замыкание. Здание почти полностью сгорело и пошло под снос. Администрация назначенного правительством мэра хотела построить в этом районе мечеть и призвала к проведению референдума, но в итоге получила пощечину от жителей города.
Однако, даже после того, как в марте 2019 года назначенный силовым решением мэр лишился должности, городская администрация, которой теперь управляет ДПН, не смогла реализовать проект строительства нового кинотеатра для Батмана, начатый вскоре после того, как здесь прошли местные выборы. Всего несколько месяцев спустя мэры курдских городов были изгнаны снова указом властей, и во многих городах опять правят доверенные лица, назначенные Министерством внутренних дел Турции. На месте кинотеатра «Йылмаз Гюней» разбит городской парк. Наконец, было заявлено, что на месте, где когда-то был кинотеатр, должен быть возведен фонтан.
Предыстория событий
Вейси Алтай и Диджле Антер впервые столкнулись с обвинениями в свой адрес в апреле 2018 года. Менее чем через год уголовный суд Батмана приговорил их к двум с половиной годам лишения свободы. Это решение было обжаловано, суд отменил приговор, постановив возобновить разбирательство в отношении обоих подсудимых. На этот раз судебный процесс начался в июне 2020 года. По итогам этого процесса Диджле Антер был приговорен к десяти месяцам тюремного заключения, приговор был заменен штрафом в размере около 600 евро. Вейси Алтай был приговорен к одному году и пятнадцати дням тюремного заключения, условно с испытательным сроком. Запрет на выезд в отношении обоих мужчин был снят.
* – террористическая организация, запрещена в РФ