Курдский алевизм в тисках секты Хаджи Бекташа
Помимо прочего Османская империя использовала секту бекташизма для ассимиляции курдских алевитов и ослабления их религиозной и культурной идентичности.
Помимо прочего Османская империя использовала секту бекташизма для ассимиляции курдских алевитов и ослабления их религиозной и культурной идентичности.
Курдские алевиты на протяжении всей истории боролись со сложными проблемами как в этническом, так и в религиозном плане. Отличаясь от общества, в котором они живут, из-за своей национальной идентичности и различий в верованиях, курды-алевиты подвергались систематическим притеснениям. Известно, что они подвергались давлению из-за своих уникальных верований, в особенности в османский и сельджукский периоды. Чтобы укрепить свою власть, эти два суннитских турецких государства эффективно использовали политику преследования, которую иногда характеризовали как геноцид, чтобы обеспечить доминирование суннитского ислама.
Османская империя использовала секту бекташизма, чтобы сломить доминирующее влияние курдского алевизма. Рассматривая курдских алевитов как угрозу собственному выживанию, османы пересмотрели свою политику ассимиляции после того, как не смогли добиться результатов путем изгнания, конфликтов и геноцида. Для того чтобы сделать свою политику ассимиляции эффективной, они воспользовались сектой бекташи. Бекташизм использовался для ассимиляции курдов-алевитов и ослабления их веры и культурной самобытности.Поэтому Османская империя официально признавала, защищала и предоставляла привилегии секте бекташи. Религиозная и общественная деятельность бекташских лож была настолько активной, что доходила до османских дворцов. Распространяя понимание бекташизма среди курдских алевитов, они стремились ослабить их веру, культурную и социальную жизнь. В этом процессе ложи бекташизма, нацеленные на распространение в курдско-алевитской географии, превратились в инструмент угнетения против исконной веры и этнической идентичности курдских алевитов.
КУРДСКИЙ АЛЕВИЗМ И БЕКТАШИЗМ
Пир Сулейман Депрем, утверждающий, что политика османского государства по использованию бекташизма для религиозного и культурного угнетения курдов-алевитов основана на цели растворения алевитской веры и этнической идентичности курдов, выражает разницу между курдским алевизмом и бекташизмом и его целью следующим образом: «В османский период существовала интенсивная алевитская жизнь, особенно в социальной базе. Даже в ранние периоды алевизм практиковался во дворце и армии Османской империи. Османская империя, обеспокоенная этим, не могла рисковать прямым истребительным нападением и, планируя развалить страну изнутри, создала секту бекташи под руководством Балым Султана и Серсем Али Баба. В рамках этого направления из новобранцев был сформирован янычарский корпус, который в поначалу управлялся по алевитским нравам. Позже этот янычарский корпус был упразднен. В алевизме нет понимания секты. Хаджи Бекташ является лидером алевитского пути. В соответствии с турецко-исламским синтезом бекташизм был сформирован в форме секты. Его цель — тюркизация алевитов. Бекташизм — это система рукоприкладства, не такая как истинный алевизм. Отношение к алевитам в республиканский период ничем не отличается от отношения к ним в Османской империи. Он еще более отрицательный и ассимиляционный. В 1924 году, через год после своего основания, Республика запретила алевизм Законом о ложах и дервишских общинах. В 1938 году она отвергла требования Дерсима. Она устроила геноцид, применив отравляющие газы. То, что жители Дерсима являются одновременно курдами и алевитами, приводит это государство в ярость. Сегодня правительство в особенности зло на алевитов, а также на весь демократический фронт».
НАСАЖДЕНИЕ БЕКТАШИЗМА НАРЯДУ С МАССОВЫМИ УБИЙСТВАМИ
Сопредседатель федерации Дамир Чалик оценивает институционализацию системы бекташизма и ее последующее превращение в функцию государственной политики ассимиляции курдов-алевитов следующими историческими наблюдениями: «В 1240 году в Анатолии под руководством Баба Исхака произошло восстание народов против сельджукской деспотии. В этом восстании приняли участие курды, армяне, туркмены и алевиты всех убеждений. Если бы не наемная армия франков, империя сельджуков была бы разгромлена и, возможно, народы получили бы свободу. Хаджи Бекташ, который, как говорят, прибыл в Анатолию примерно в то время, отправился в Сулука-Хёюк в современной провинции Невшехир и поселился в домике, известном как Кадынчик Ана. Хаджи Бекташ, развивавший себя в научной, гуманитарной и духовной областях, воспитал в этой ложе многих известных личностей. Среди них особенно известны шейх Эдебали и Абдал Муса. Шейх Эдебали, помимо того, что был тестем Османгази, основателя Османского государства, основанного в 1299 году, был важным интеллектуалом и мыслителем. По этой причине янычарская армия, выполнявшая важную миссию в экспансионистской политике Османской империи, на протяжении многих лет была организована в соответствии с традициями и культурой бекташизма. Таким образом, бекташизм получил возможность распространиться и институционализироваться на Балканах. После того как суфийская интерпретация ислама распространилась и получила поддержку в обществе, Османское государство, с одной стороны, массово уничтожило всех алевитов, особенно курдских алевитов, а с другой — навязало им бекташизм.
II. ДОВЕРЕННЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ, НАЗНАЧЕННЫЙ БЕЯЗИТОМ
С этой целью Балим Султан был назначен Беязитом II доверенным управляющим дервишской ложи Хаджи Бекташа. Балим Султан навязал курдским пирам преемственности Раа/Рея Хекки принятие Хаджи Бекташа в качестве Серджешме и запретил курдским пирам, не принявшим это, ездить в талипские общины. В период после султана Балима среди 12 курдистанских пиров Очака стали утверждаться претензии и дискурс о том, что они являются турецкими и исламскими. В результате социальных, культурных и религиозных разломов, вызванных конфликтами и противоречиями между истиной природы и подлинными ценностями общин талибов с одной стороны и доминирующей религией и доминирующими культурными ценностями, получившими широкое распространение среди пиров, с другой, а отчуждение и метаморфоза верующих от их собственных ценностей и истины продолжает переживаться на уровне, который мы не можем обратить. После этой интервенции и осады Османского государства сверху, во время правления Явуза, Куюку Мурата и Махмута II происходили жестокие массовые убийства. После того как Махмут II назначил шейхов Накшбанди в дервишскую ложу Хаджи Бекташа, ложу превратили в пропагандистский центр доминирующего тюркского ислама. Травмы, вызванные резней и геноцидом, совершенными как в османский период, так и турецким национальным государством, теперь в связи с геноцидом белых (культурным и религиозным геноцидом) переходят на новый уровень. Я думаю, что настоящий перелом и опасность наступят в ближайшее время».