Фильм «Во имя свободы» запрещен к показу на кинофестивале в Сулеймании

Коммуна кинематографистов Рожавы заявила, что показ их фильма «Во имя свободы» на 5-м Международном кинофестивале в Сулеймании был запрещен, а также отозвала свой второй фильм «Сезон ежевики», поскольку фестиваль не является свободной.

Коммуна кинематографистов Рожаы опубликовала пресс-релиз о запрете показа их фильма. В нем говорится: «Решение о запрете фильма было принято дирекцией фестиваля за несколько часов до показа. Нам не было предоставлено никаких законных оснований или оправданий для этого запрета, и правление фестиваля не опубликовало официального объявления об этом на мероприятии, поскольку это не было сочтено необходимым. В связи с этим мы хотели бы поделиться всеми аспектами этой темы и ее развитием.

Мы, Коммуна кинематографистов Рожавы, завершили производство нашего фильма «Во имя свободы», или «Конец будет впечатляющим» в сентябре 2019 года. Мировая премьера фильма состоялась в ноябре 2019 года на 25-м международном кинофестивале в Калькутте, где он боролся за награду (NETPAC AWARD).

Что касается национальной премьеры, мы запланировали ее первые показы в Курдистане в Сулеймании и в Рожаве – в городе Римелан. Однако показ в Сулеймании, который в то время поддерживался управлением культуры и который планировалось провести в кинотеатре «Салим» в канун Нового года (31 декабря 2019 года), был запрещен губернаторством Сулеймании и силами безопасности (асаиш) Сулеймании. Тем не менее показ в Рожаве состоялся в соответствии с нашими планами, и после этого, несмотря на пандемию COVID-19, наш фильм был показан на 20 различных фестивалях по всему миру и получил награды на некоторых из них. В дополнение к фестивалям фильм распространялся и демонстрировался во многих странах мира, от Японии до Бразилии, от Тайваня до Испании и более чем в 30 странах и никогда не был запрещен.

Нашы фильмы «Во имя свободы» и «Сезон ежевики», которые мы совместно продюсировали, приняли участие в фестивале по просьбе организаторов самого фестиваля. Члены администрации Коммуны кинематографистов Рожавы и члены правления Международного кинофестиваля в Сулеймании встречались и поддерживали контакты с октября. В результате этих контактов совет фестиваля выбрал для фестивальной программы «Во имя свободы» режиссера Эрсина Челика, «Сезон ежевики» Хашима Айдемира и документальный фильм «Любовь перед лицом геноцида» Шеро Хинде. Мы отправили на фестиваль все три фильма. Позже они сообщили, что документальный фильм «Любовь перед лицом геноцида» не будет показан, как предполагалось, на кинофестивале в Духоке. Несмотря на это, два других фильма все равно будут показаны в разделе международных художественных фильмов; и после нашего подтверждения оба фильма были включены в программу фестиваля.

Члены правления фестиваля были проинформированы о запрете показа фильма «Во имя свободы» 31 декабря 2019 года. Это обсуждалось в наших устных и письменных переговорах. В то же время организаторы фестиваля указали, что премьера фильма должна состояться в Ираке, и до даты фестиваля публичный показ не должен проводиться.

Помимо фильмов совет фестиваля пожелал, чтобы создатели фильма присутствовали на фестивале. Таким образом, фестивалем были разосланы официальные приглашения, и наши друзья и коллеги отправились в Сулейманию. Они также включили описание и информацию о нашем фильме в презентацию на цифровых носителях, а также в каталоги фестиваля.

18 декабря 2021 года, то есть в день показа фильма и всего за несколько часов до показа, правление сообщило: «Поскольку фильм снят в 2019 году, он будет исключен из конкурса в этой категории и не может быть показан сегодня». Об этом было устно заявлено нашим друзьям, участвующим в фестивале.

Конечно, это не было настоящей причиной запрета! Мы бы приняли это оправдание во внимание, если бы эта тема ранее не поднималась, но мы обсуждали его с ними с самого первого момента наших контактов. Но, как мы уже упоминали выше,

– мы не подавали запрос на участие наших фильмов в фестивале, а правление фестиваля само запросило и отобрало эти фильмы;

– члены правления фестиваля знали, что фильм был запрещен в конце 2019 года, следовательно, он никак не мог быть произведен на следующий год;

– заявка на участие в конкурсе фильмов подается через платформу «Свободные фильмы», и нет никаких правил относительно года выпуска фильмов, и никаких таких правил никогда не упоминалось на наших встречах;

– в других номинациях фестиваля представлены фильмы производства 2019 года.

Все эти вопросы были подробно обсуждены на нашей вчерашней встрече, и, чтобы не углублять проблему, мы сказали им: «Для нас не имеет значения, участвует фильм в официальном конкурсе или нет, но мы хотим, чтобы показ состоялся своевременно, как и планировалось». Но они не были настроены на подобное решение, что могло быть признаком того, что в тот день произошли некоторые события. На территории фестиваля также циркулировала некоторая информация о том, что на каталог фестиваля оказано «внешнее» влияние. Даже без этой информации то, что произошло, само по себе прояснило ситуацию.

Кроме того, мы хотели бы обратить ваше внимание на то, что в разделе «Конкурс художественных фильмов», который является основным разделом фестиваля, из 16 отобранных фильмов только два были сняты в Курдистане и их языки являются курдским, и это были наши фильмы «Во имя свободы» и «Сезон ежевики».

Мы, Коммуна кинематографистов Рожавы, выражаем своё неприятие и протест против этого акта, который в первую очередь далек от морали и этики искусства, далек от этики кино и кинофестивалей. Мы обсудили это с нашими товарищами, с которыми мы сотрудничаем; друзьями, деятелями культуры, коллективами и компаниями, с которыми мы работали. В результате этих обсуждений, поскольку этот фестиваль не является платформой свободного искусства, мы также сняли с показа наш второй фильм «Сезон ежевики».

Мы настоятельно призываем правление фестиваля сделать заявление для общественности об этом инциденте. Мы призываем их объяснить этот запрет, произошедший в интеллектуальной столице Курдистана, жителям и деятелям культуры города Сулеймания, гостям фестиваля и общественности Курдистана».