Дилан Гювенч: борьба за родной язык будет продолжаться

Глава Ассоциации изучения языка и культуры Месопотамии (MED-DER) Дилан Гювенч заявила, что борьба против репрессий в отношении курдского языка будет усилена.

Власти по-прежнему предпринимают попытки устанавливать запреты на курдский язык во всех сферах общественной жизни, следуя антикурдской политике, взятой на вооружение правительством Партии справедливости и развития (ПСР)/Партии националистического движения (ПНД). Недавно эта проблема вышла на первый план во время дебатов в парламенте и снова прогремела в СМИ.

Дилан Гювенч рассказала о давлении на курдов, репрессиях и запретах на использование курдского языка.

Постоянные репрессии

Нападки на курдский язык и давление на его носителей не новость; проблема существовала с момента создания республики в 1923 году, говорит Гювенч. MED-DER считает эти действия проявлением политики ассимиляции: «Турецкая республика основана на принципе одной нации и одного языка. Курды никогда не рассматривались как полноправные граждане. Курдский язык и культура игнорировались, это было системным подходом. Поэтому, хотя правительства постоянно меняются, нападки на курдский язык и культуру неизменны. Мы считаем все это политикой ассимиляции и настоящим преступлением. Говорить на родном языке – это всеобщее фундаментальное право. Государство прибегает к репрессивным мерам, чтобы помешать развитию нашего языка. К сожалению, в дни, когда приближается столетний юбилей Турецкой Республики, подавление языка и культуры курдов остается проблемой».

У властей есть проблема с курдами

Правительство стремится запретить курдский во всех сферах жизни, отметила Гювенч: «У властей Турции есть проблема с курдами. Это курдский вопрос, который связан в основном с языком и культурой. Государство хочет, чтобы наш народ был управляемым. Режим стремится ввести курдов в заблуждение, соглашаясь на небольшие изменения и продолжая игнорировать требование о том, что родной язык должен быть официальным языком образования. Это правительство продолжает систематически уничтожать курдский язык. Курдская молодежь подвергается расистскому давлению в университетах. Курды, живущие в центральной Анатолии, становятся жертвами убийств из-за того, что говорят на своем языке. Их убивают, узнавая, что они слушают курдскую музыку. Запреты и цензура свидетельствуют о том, что правительство относится к решению проблемы несерьезно. Курдские депутаты хотят выступать в парламенте на своем родном языке. Однако, правительство не проявляет терпимости к курдскому. Подавление языка означает, что и самих курдов не признают. Поэтому мы считаем такой подход расизмом, и я хочу отметить, что он действует с момента создания республики».

Миллионы курдов не могут получать образование на родном языке

Гювенч продолжала: «Курды нужны властям потому, что они смогут остаться при своих должностях, если курды будут голосовать за них. Мы знаем это по прошлому опыту. Они фактически запретили курдский язык, но делают вид, что это не так. Право на использование курдского не закреплено в законах и конституции. Мы видим отрицание в каждой сфере общественной жизни. В Турции живут миллионы курдов, но эти люди не могут получить образование на своем родном языке».

Мы продолжим борьбу

Глава MED-DER подвела итоги сказанного так: «Если курды откажутся от своего языка и культуры, они не смогут пользоваться своими основными правами. Правительства проводят политику ассимиляции, потому что хотят уничтожить курдов как нацию. Мы намерены продолжать и усилить борьбу за родной язык. Мы сделаем все возможное, чтобы курдский стал официальным языком образования, и мы продолжим идти этим путем. Курды должны пользоваться правом говорить, писать и читать на своем родном языке во всех сферах жизни. Мы будем продолжать настаивать на том, чтобы курдский стал официальным языком обучения. Мы призываем весь наш народ больше говорить на родном языке».