Настоящее имя Карапете Хачо, одного из самых значимых имен курдской традиции дангбежей, — Гарапет Хачатурян. По одним данным, Карапете Хачо родился в 1900 году, по другим — в 1903 или 1908 году. Он был одним из 4 детей в армянской семье в деревне Билейдер (Бинатли) в районеБашири в Батмане. На момент его рождения эта деревня была частью Диярбакыра, но позже была присоединена к Батману.
Сокрытие национальности и нужда
Потеряв мать и отца во время Геноцида армян в 1915 году, Карапете Хачо выжил вместе со своими братьями Абрахамом, Манушаком и Хазалом благодаря одному из солдат.
Хачо и три его брата были вынуждены скрывать тот факт, что они армяне, собирая подаяния в курдских деревнях равнины Харзан, и пытаясь таким образом выжить. Знание курдского языка оказалось для них огромным подспорьем.
Приключения Хачо в качестве дангбежа начались в детские годы. В возрасте 11-12 лет он начал работать пастухом в деревне, где вышла замуж его сестра.
Здесь он посвятил странгу смерти знаменитого владыки племени Филите Куто и вместе с сестрой стал протеже егосына.
Годы в Камышло
После восстания Шейха Саида в 1929 году он отправился в Камышло в Сирии. В то время Сирия находилась в руках Франции. В течение 15 лет он служил наемником во Французском иностранном легионе. Во время военной службы, в 1936 году, он женился на Еве, девушке изармянской семьи Азизян. У них родились 4 дочери и сын.
По окончании Второй мировой войны Советская Армения призвала всех армян мира приехать в свою страну, и в 1946 году Хачо переехал в Ереван, в Армению, куда хотел попасть всю свою жизнь.
Годы работы на Ереванском радио
В 1950 году он присоединился к курдскому коллективу Ереванского радио. Годы, проведенные в Армении, были годами знаменитого Ереванского радио.
Хачо, проработавший на Ереванском радио до 2000-х годов, стал одним из самых значимых интерпретаторов музыки дангбеж. Благодаря этому радио голос и кламы Хачодостигли всех уголков мира, где проживают курды.
На протяжении всей своей жизни Карапете Хачо никогда не исполнял свою музыку ни на каком другом языке, кроме курдского, даже на армянском. Хачо говорил, что не исполняет дангбеж и за деньги. В интервью 2002 года он описывал эту ситуацию следующим образом:
«Когда я был ребенком, я очень любил слепого музыкантапо имени Шако. Я слышал, как он пел клам, но поскольку тогда не было ни кассет, ни магнитофонов, мы не могливдоволь слушать клам. Я научился петь сам. В то время я засевал поля для курдов, собирал пшеницу, делал мачете и пас их стада. Армяне не работали по воскресеньям. Но даже в эти дни мой хозяин посылал меня пасти стадо. Но даже когда я ходил в церковь, я пел.
Я пою все свои кламы на курдском языке. Я никогда не пел ни одном другом языке, кроме курдского. Я никогда не пел на армянском. Я никогда не пел кламы за деньги. Петь кламы за деньги — это очень позорно, в дангбежлике нельзя петь кламы за деньги. Я могу петь клам день и ночь в течение месяца без остановки».
Смерть и великое культурное наследие
Карапете Хачо, проживавший в селе Сольхоза Чаран(Четвертый Сольхоз) в Ереване (Армения), умер 15 января 2005 года, оставив после себя огромное культурное наследие. Хачо также сыграл огромную роль в передаче традиций дангбежей следующим поколениям.
Вместе с Арамом Тиграном столетний титан культуры стал символическим именем курдоязычных армян в музыке.
Карапете Хачо стал героем книги Салихи Кавирбири, под названием «Век крика: Карапете Хачо», опубликованной издательством Si Publications.
Кроме того, многие его песни были исполнены другими артистами.