Нападки турецкой власти на курдскую культуру и искусство продолжаются. Концерты и песни курдских музыкантов запрещают, музыканты, поющие на курдском на улицах, подвергаются нападениям со стороны представителей власти.
Курдский музыкант Азад Бадран дал интервью информационному агентству «ANF» по поводу нападок на курдскую культуру и искусство. Бардан отметил, что само по себе создание музыки на курдском является достаточным, чтобы подвергнуться преследованиям, добавив, что за последний период запреты на концерты коснулись множества музыкантов.
Ментальность никогда не менялась
Бадран заявил, что турецкие музыканты также подвергались запретам, чтобы подавить критические высказывания против запретов курдских музыкантов и против нападок на курдский язык. «Например, они запретили концерты Мелек Мосо и других музыкантов. Я думаю, что официальные лица запрещают турецких деятелей искусства, чтобы избежать критики в отношении запретов курдских деятелей. Они хотят таким образом сказать: «Мы запрещаем не только курдских, но и турецких музыкантов». Однако официальный запрет на курдскую культуру не является чем-то новым. На протяжении последних 30, 40 лет, даже сотни лет мы наблюдаем ассимиляционную политику. Антикурдский менталитет остаётся таким же на протяжении всего этого времени. Именно его мы подвергаем критике. Существует определённый консенсус между политическими партиями Турции в том, что касается нападок на курдские культуру и язык. Против языка проводится последовательная ассимиляционная политика».
Курдский язык – это уже политика
Поэтому деятели искусства и культуры должны выступать против запретов и ограничений, – утверждает Бадран. «Никто не должен оправдываться, в духе: «Я уже на сцене. У меня нет никаких проблем. Пока я не пою политические песни, мои концерты не запретят». Нет, музыканты, которые не имеют никакого отношения к политике, также сталкиваются с запретами. Мы видим это. Потому что ни один из музыкантов, которые недавно попали под запрет, не пел политические песни. Но они исполняли только песни на курдском. Мы видим, что курдский язык – это уже политика. Поэтому музыканты больше не могут говорить, что они никак не связаны с политикой. Их концерты также отменяются».
Реакция музыкантов должна быть более активной
Бадран подчеркнул, что правительство хотело привлечь деятелей искусства на свою сторону, показывая контент на курдском на государственном телеканале TRT. «Это не наша проблема. Музыкант не должен идти на соглашение с властью. Критика в отношении нападок на курдских деятелей искусства и культуры должна звучать громче. Если мы не выступим сегодня, музыканты, чьи концерты уже отменили, будут сталкиваться с запретами и в будущем. Когда я смотрю на музыкантов, читаю их посты в соцсетях, анализирую их реакцию после концертов, я не вижу активной оппозиции запретам и отменам. Даже те, чьи концерты отменили, реагируют недостаточно».
Переделывание курдских песен в турецкие не является решением
Бадран рассказал, как пару лет назад отменили два его концерта: «Власти Мардина не дали разрешение, однако власти Измира в то же самое время разрешили мне выступить с концертом. Это была очень спорная ситуация. Причиной запрета стали судебные дела в отношении меня. Разве можно сказать, что моё дело представляло опасность для Нисебина, но при этом не было опасно для Измира? Это всё касается уступок и временных поблажек. Есть ряд музыкантов, которые либерализовали своё искусство и поют песни на турецком, чтобы их концерты не запретили. Но это не решение. Напротив, решение заключается в том, чтобы критиковать подобную политику, мобилизуя свою аудиторию. Этим и должен заниматься музыкант», – подытожил Бадран.