Женщины демократизируют экономику в Рожаве
На северо-востоке Сирии женщины строят коллективные хозяйства. Диджле Эзда из женской ассоциации Конгресс «Стар» рассказывает о происходящем в интервью ANF.
На северо-востоке Сирии женщины строят коллективные хозяйства. Диджле Эзда из женской ассоциации Конгресс «Стар» рассказывает о происходящем в интервью ANF.
Одним из основных направлений работы женской ассоциации Конгресс «Стар» в автономном регионе на севере и востоке Сирии является женская экономика. Диджле Эзда является одним из координаторов этой работы.
– Какую роль женщины играли в экономике с начала революции Рожавы?
– Работа женщин в экономической сфере преследует фундаментальную цель: создать производственное пространство для женщин, которые традиционно не имеют оплачиваемой работы и собственных источников дохода. Для этого должны быть созданы собственные ресурсы. С безработицей и бедностью не следует бороться только за счет возможностей трудоустройства, потому что это просто заставляет женщин работать. Наша цель – создать коллективную женскую экономику. Для этого необходимо организовать соответствующий рынок. Наша политика – создавать производственные мощности для женщин и предлагать продукцию без посредников.
Автономная экономическая деятельность женщин направлена против патриархальной монополии и способствует демократизации экономики. В настоящее время мы переживаем процесс развития, в котором требование «равной оплаты за равный труд» направлено на достижение гендерного равенства и демократизацию экономики. Если доминирование в домашней и трудовой сферах уменьшается, а рабочая сила женщин увеличивается, это означает социализацию экономики. Женщины играют важную роль в Рожаве.
– Какие конкретные изменения происходят в социальной женской экономике и связанных с ней кооперативах?
– Женские кооперативы являются основным методом социальной экономии против капиталистической экономической системы. В настоящее время существует 22 сельскохозяйственных женских кооператива и 18 других. Мы предоставляем землю и необходимые ресурсы, а женщины участвуют своим трудом. Доход справедливо распределяется между женщинами в зависимости от выполняемой работы. Женский экономический комитет также строит мастерские и сельскохозяйственные предприятия, которые не являются прямыми кооперативами, а только начинают объединяться. Причина в том, что разрыв между квалифицированной и неквалифицированной работой препятствует стабильному участию в деятельности кооператоров. Комитет берет на себя роль арбитра в этом процессе. Мы следуем принципу справедливого распределения доходов.
Наши кооперативы достигли точки, когда они могут стоять на собственных ногах. Они становятся все сильнее и создают собственные рынки сбыта. Это результат большой работы и борьбы с неблагоприятными условиями.
– Турция занимает некоторые территории в северной Сирии. Какое влияние оказывает оккупация на женскую экономику?
– Оккупация – это трагедия, особенно для женщин. Демографические изменения привели к крупным миграционным потокам и наносят ущерб экономике в целом. Бегство всегда сопровождается потерей экономических возможностей, обнищанием и низкой заработной платой. Деструктивные последствия оккупации особенно заметны в экономической сфере. Население грабят. У перемещенных лиц всегда и везде низкая заработная плата, это жестокий закон при капитализме. Человеческая рабочая сила и социальная экономика эксплуатируются и колонизируются. Эти экономические потери приводят к превращению женского тела в товар, обесцениванию женского труда и замыканию женщин в домашней сфере. Женщины-беженки – самые дешевые работники и используются как поденщики.
Мы принимаем меры, чтобы защитить женщин от этого. В лагерях для беженцев планируется создание сельскохозяйственного кооператива для женщин из Серекание. В Шехбе эта работа уже осуществляется. Чтобы предотвратить эксплуатацию поденщиков, необходимо установить минимальную заработную плату. Мы используем два подхода к этому: во-первых, постоянно повышаются зарплаты на рабочих местах, связанных с автономным управлением и женской экономикой. С другой стороны, мы боремся с низкой заработной платой в частном секторе.
Реальная проблема – частный сектор. Решить экономические проблемы женщин, ставших беженцами в своей стране, в короткие сроки очень сложно. На этом этапе значение заявления Абдуллы Оджалана о том, что и война, и мир являются женскими проблемами, становится очевидным. В этом отношении окончание оккупации и возвращение домой также являются экономическим событием.
– Недавно прошла конференция по женской экономике. Какие темы обсуждались и какие решения были приняты?
– В обществе по-прежнему сохраняется негативное отношение к женской экономике. Другая проблема заключается в том, что нам еще не удалось систематизировать работу женщин. Развитие системы женской экономики – наша основная цель. Среди прочего, было решено, что женская экономика должна иметь свой собственный бюджет в рамках автономной администрации. Недостаточно иметь законы, запрещающие эксплуатацию женского труда. Эту проблему нужно выявлять и бороться с ней. Кроме того, следует создать институт для повышения профессионального уровня женской экономики.
Самым важным было обсуждение гендерной борьбы против тенденции основывать экономическое развитие на патриархальной культуре. Это обсуждение содержания и процесс принятия решений создали позитивный настрой, который важен для нашей дальнейшей борьбы.