15 августа 2016 года Манбидж, город на севере Сирии, был освобождён Демократическими силами Сирии, и это событие положило конец более чем двухлетнему правлению ИГИЛ (организация запрещена в РФ - прим.). Для ИГИЛ эта потеря стала тяжелым поражением, так как Манбидж считался «секретной столицей», расположенной на стратегически важном пути снабжения от турецкой границы до Ракки, где террористы-смертники обучались, а затем направлялись в Европу.
Незадолго до начала освободительного наступления Демократических сил Сирии на плотине Тишрин 1 июня 2016 года, Демократические силы Сирии создали военный совет во главе с отрядами Народной и женской самообороны. Одним из ее соучредителей был Абу Лейла (Фейсал Абди Билал Саадун), получивший осколочное ранение в голову во время артиллерийского обстрела на третий день операции. 5 августа после смерти Абу Лейлы наступление на Манбидж было названо его именем.
75 дней освободительной борьбы
Битва за Манбидж, находящийся под контролем ИГИЛ, длилась в общей сложности 75 дней. Она завершилась успехом, в котором бойцы Отрядов женской самообороны сыграли главную роль. Незапятнанными остаются образы женщин, которые сжигали свои вуали и закуривали сигареты после освобождения, мужчин, которые брили свои бороды на публике, и радостные, сияющие лица детей. Но борьба за свободный Манбидж досталась дорогой ценой. Большая часть города была разрушена, погибло около 300 бойцов, в том числе несколько интернационалистов.
Манбидж: этническая и языковая мозаика
После освобождения Манбиджа перед Демократическими силами Сирии встала задача объединить население вокруг политического проекта «Демократическая федерация северной Сирии». Манбидж – это этническая и языковая мозаика, население которой на 70 процентов состоит из арабов, на 20 процентов – из курдов, на пять процентов – из туркменов и небольшого числа черкесов и армян, которые десятилетиями разделялись племенной консервативной политикой, продвигаемой сирийским режимом. За годы, проведенные под контролем ИГИЛ, эта политика разделения ужесточилась.
Социальная модель с высокими демократическими стандартами
Осенью 2016 года Военный совет передал управление регионом гражданскому совету Манбиджа. В марте следующего года Гражданский совет был переименован в Законодательный орган Демократической администрации Манбиджа в целях расширения его полномочий и повышения его демократической легитимности. С самого начала во всех ведомствах было введено равноправное с мужчинами двойное руководство, состоящее из одной женщины и одного мужчины, так что доля женщин в администрации составляет 50 процентов. Руководство самоуправлением состоит из 132 человек. Все социальные группы представлены в соответствии с долей, которую составляет их этническая группа среди общего населения. Таким образом, важность Манбиджа объясняется не только его геостратегическим положением в общем сирийском контексте, но и сложившейся там с августа 2016 года политической системой, которая имеет очень высокие демократические притязания и считается образцом для новой демократической Сирии. Эта модель общества позволила создать доверительную и безопасную среду, в которой женщины боролись за свои права и теперь играют заметную роль во всех сферах управления и жизни.
Женские отряды самообороны: мы сохраним наши достижения
«Благодаря ведущей роли женщин в революции среди народов освобожденных районов на севере и востоке Сирии сформировалось сознание свободной и организованной жизни. Женщины не только сражались в частях обороны, но и стали авангардом в построении многонационального, эмансипированного и демократического общества», – сказано в заявлении генерального командования женские отряды самооброны в четвертую годовщину освобождения Манбиджа.
«Освободительное наступление на Манбидж сделалось воротами к объединению Ближнего востока. Люди, которые воевали здесь, восстали против ИГИЛ и выступили против патриархального менталитета в духе сопротивления. Они были встречены здесь с распростертыми объятиями. Они смогли прорваться сквозь тьму царства ужаса, охватившего их, и выразить свою радость по поводу света во тьме террора ИГИЛ. Точно так же, как Исида воплощала в себе самую ужасную жестокость, освобождение города под руководством женщин давало глоток воздуха для людей, жаждущих свободы, чтобы дышать. Объединяющий дух, созданный этим достижением, перерос в освободительную победу народов.
Освобождение Манбиджа было освобождением женщин
Основываясь на принципе демократического государства, народ Манбиджа построил свою собственную социальную систему. Мощнейшим образом они реализовали самозащиту. С освобождением города и растущей мобилизацией женщин был заложен фундамент для создания автономного женского боевого подразделения. Таким образом, Отряды женской самообороны превратилась в универсальную армию, которая опиралась на свою независимость и выполняла авангардную роль в последующих наступлениях. ОЖС претендуют на создание оборонительных сил, которые борются против реакционных сил и побеждают их.
Провокации требуют объединения
Сегодня наш регион вновь подвергается провокациям. Как свергнутый режим Баас, так и турецкое государство-оккупант используют различные методы, чтобы разрушить проект демократической нации и сокрушить Демократические силы Сирии, возникшие из молодёжной народной среды. Данная ситуация требует ещё большей организованности. Для того чтобы адекватно реагировать на эти провокации, необходимы сильное единство и мощная сплоченность. Это ключ к свободному будущему.
Мечты героев будут осуществлены
Жестокое насилие джихадистов над женщинами, достигшее сегодня своего апогея, отражает истинное лицо этической отсталости, на которой зиждется национальное государство. Гегемонистские силы, которые являются создателями этой системы, особенно колониальное и геноцидное турецкое государство, нападают на ценности женщин. Хотя целью этих атак является удар по достижениям народной революции в лице женской революции, стремление женщин к свободе в связи с единством народов всегда будет оставаться живым в идеях, мыслях и истории. Мы обещаем защищать наши достижения и воплощать мечты и идеалы наших героев».