Иран

Женщины открыто бросают вызов правящему режиму Ирана

«Это протестное движение – символ отважной и стойкой борьбы иранских женщин», – заявила журналистка Пуне Аштияни, добавившая, что попытки государственных СМИ связать протест Аху Дарьяи с её якобы имеющимся «психическим расстройством» не удались.

Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда она разделась в кампусе тегеранского Исламского университета Азад в субботу, 2 ноября. После этого её отправили в психиатрическую больницу, ославив девушку, как «психически больную». За этой акцией Дарьяи последовал широкий протест против гнета женоненавистнического режима.

По сообщениям из Тегерана, Дарьяи, отказавшаяся покрывать голову, подверглась преследованиям в день инцидента. Сначала ей предъявили претензии сотрудники «Басидж» (полувоенное ополчение, одна из пяти так называемых «сил» в составе Корпуса стражей исламской революции), а затем охрана университета, где она училась. Они насильно отвели студентку в комнату охраны, споря с ней по поводу её формы одежды, а когда она стала сопротивляться, с неё частично сорвали верхнюю одежду, и она осталась полуобнаженной. Реагируя на такое унизительное обращение, Дарьяи сняла брюки и бросила их в охранников. Оставшись в нижнем белье, она прошлась по кампусу, протестуя против гнета системы и действий правоохранителей. Хотя в администрации университета немедленно заявили, что задержанная студентка «страдает от серьезных психических и психологических проблем», попытки проправительственных СМИ исказить правду были опровергнуты. Иранские активистки и друзья Дарьяи назвали это клеветой.

Журналистка Пуне Аштияни побеседовала с нашим новостным агентством на эту тему.

Символ борьбы и сопротивления

«Государственные СМИ сразу же объяснили протест Аху её психическим расстройством, но многие пользователи социальных сетей и активисты движения за права женщин восприняли действия девушки, как мужественную борьбу против принудительного ношения хиджаба и ограничений, с которыми столкнулись иранские женщины», – сказала Аштияни, напомнив, что студентка была арестована за протест и затем оказалась в психиатрической больнице. По словам нашей собеседницы, акция протеста Аху стала символом отважной борьбы иранских женщин за равные права и базовые свободы.

Заявив, что Дарьяи стала символом перемен, Аштияни сказала: «Её акцию можно назвать символом глубоких социальных перемен и активной роли женщин в борьбе против несправедливых законов и ограничений. Этот поступок был попыткой противостояния несправедливости и угнетению, давшей понять, что иранские женщины снова выходят в авангард борьбы, чтобы требовать реализации своих прав с большей смелостью и осознанностью, чем в прошлом».

Движение «Женщины, жизнь, свобода» в Иране

Заявив, что у женщин в стране отбирают даже самые базовые права, которые должны быть гарантированы законом, Пуне Аштияни сказала, что в последнее время большое влияние на иранских женщин оказали широкие народные протесты под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода», вспыхнувшие во многих городах и продолжавшиеся несколько месяцев после убийства молодой курдянки Жины Амини.

Движение под знаменами «Женщины, жизнь, свобода» стало одним из самых вдохновляющих протестов в иранском обществе, побудив многих женщин к сопротивлению и активной борьбе. Эта инициатива, начавшаяся в курдских регионах, подчеркнула, что права и социальные свободы женщин имеют фундаментальное значение и что без их реализации невозможно добиться справедливости в обществе. «Поэтому отважная борьба женщин, участвующих в ежедневных акциях протеста, и их сопротивление являются отражением непрерывных усилий по достижению личных и социальных свобод. Иранки используют все имеющиеся возможности, чтобы высказать свое мнение, как это сделала Аху», – сказала Аштияни.