Текст написан при совместном участии феминистского движения «Борясь вместе», которое выступает за самоопределение и демократическую автономию, а также Комитета по вопросам джинеологии Германии, чтобы почтить память Нагихан Акарсел.
«Я училась использовать гнев для роста», – написала Одри Лорд о важности гнева в отношении расистских нападок на неё как на женщину, чёрную и лесбиянку.
Важно правильно выражать гнев, расти в ходе этого процесса и предпринимать действия. Печаль также нуждается в выражении, мы не должны её закапывать. Мы огорчены убийством Нагихан Акарсал и в то же время полны ярости. Она была борцом за строительство новой жизни, создавала научную базу для этого при помощи проекта джинеологии. Для нас она была подобна цветку, она была курдской женщиной и борцом за свободу.
В её лице атаке подверглась женская самоорганизация, интеллектуальная база движения радикального свободомыслия и исследований с женской точки зрения. Нагихан была пионеркой в области науки джинеологии и женской революции. Во времена масштабных сдвигов, повсеместного глобального кризиса, который мы все ощущаем и который иногда заставляет нас чувствовать себя подавленными и лишёнными надежд, подобные люди, особенно женщины, те, кто полны решимости оформить путь к свободному обществу, являются угрозой для существующей системы.
Женщина, которая ставит жизнь, социальные вопросы и экологию в центр внимания, которая хочет освободить всех людей от патриархата, которая отказывается от государства, от милитаризма, выступает против делений и иерархий, принимая человечество и все формы жизни в их многообразии. Всё это Нагихан Акарсал. Она проводила исследования и создавала исследовательские центры, занимающиеся работой по общественным изменениям, она проводила образовательную работу. Она помогала создавать журнал по джинеологии и была одним из его редакторов. Она провела многие годы в турецких тюрьмах за свои исследования, за журналистскую деятельность, за то, что была борцом за женские права. Не так давно она открыла женскую библиотеку с архивом и исследовательским центром в Силемани, где её и убили рано утром на пороге собственного дома.
Она была на пути в женскую библиотеку, когда её целенаправленно застрелили. Нагихан Акарсал находилась – вместе со многими, со всем Курдским освободительным движением – в поисках науки о свободной, справедливой жизни, занималась распространением этих знаний в конкретной сфере – джинеологии – на протяжении более чем десяти последних лет. Масштабный всемирный кризис – милитаризма, империалистических войн, климата, голода и бедности, одиночества, истребления природы и социальной основы, фемицидов, роста ненависти к женщинам и набирающего обороты фашизма также – со всеми неизбежными потрясениями – является шансом для свободных демократических альтернатив. Для этого требуется сила, которую можно обрести через знания и самоорганизацию, потому что другая сторона – сторона империалистов и диктаторов – хорошо готова. Наука также в кризисе. Наука слишком глубоко и сильно увязла в колониализме, патриархальном доминировании, подавлении природы, капитализме, слишком велико влияние военщины и государственной системы.
Проблема находится в самих основах поиска истины, эпистемологии и методах, в разделении, стремлении к контролю и универсальности, в модели мышления, в которой мир, природа и общество – это лишь объект. С таким подходом невозможно найти подходящее решение для достижения свободной достойной жизни, для её сохранения, однако большинство исследований направлено лишь на сохранение существующей системы. Поэтому Нагихан Акарсал была убеждена, что нужна наука на новой основе.
Необходима смена парадигмы и такие исследования, которые при поддержке демократического общества, вновь переоткроют знания, позволившие бы усилить и укрепить самоопределение как необходимость для социального сосуществования в рамках разнообразия и при наличии этико-политической ответственности за свои действия. Наука, которая ищет знание во взаимодействии, в сложных отношениях и на этической основе, отказываясь от разделения и объективизации. Нагихан Акарсал стала пионеркой в области закладывания основ науки о взаимодействиях и отношениях в стремлении к свободному и демократическому обществу.
Проект создания науки на основе опыта Курдского освободительного движения и с учётом истории Месопотамии, колыбели цивилизации, этот проект джинеологии, занявший центральное место в жизни Нагихан Акарсал, привлекал наше внимание в Европе и вдохновлял нас. Вот уже несколько лет научный подход джинеологии, его методы, концепции, теории и анализы стали важными опорными пунктами или даже основой для собственного метода работы для многих левых, демократических, интернационалистских и феминистских движений в Европе и других частях мира, в том числе для феминисткого движения «Борясь вместе».
На крупной международной конференции в 2014 году, а также на многих мероприятиях, которые прошли позже, джинеология, получив известность в Европе, стала обсуждаться здесь. С 2017 года многочисленные образовательные семинары, длившиеся по несколько дней и принимавшие сотни участников, проходили в различных странах и регионах Европы, в том числе в одной Германии таких семинаров состоялось аж пять, планируются и новые. Были проведены конференции «Гендерные исследования встречаются с джинеологией», в каждой из них приняли участие более ста человек. Следующая состоится в 2023 году. Джинеология вводится во многие образовательные программы, в том числе в немецких университетах.
Университет прикладных наук Эмден/Лер вот уже четыре года поддерживает сотрудничество с департаментом джинеологии Рожавского университета в находящемся под самоуправлением регионе Северо-восточной Сирии. Университет Бремена сделал джинеологию частью летнего интернационального университета, а другие университеты также приглашают лекторов поделиться информацией о джинеологии. Некоторые из тех, кто сегодня ссылается на джинеологию, продвигает её идеи, познакомились с ней во время личного общения с Нагихан – во время посещения Академии джинеологии в северо-восточной Сирии, на встрече с Международной делегацией мира в Башуре (Южный Курдистан) в июне 2021 года или во время создания женской библиотеки в Силемани.
Убийство Нагихан Акарсал продолжает серию убийств пионерок женского сопротивления Курдского движения и других движений по всему миру. Ассоциация женщин Курдистан утверждает: «Это показывает, что мы столкнулись со всемирной агрессией капиталистической мизогинии, которая хочет не допустить, чтобы наша эра стал эрой женского освобождения» (10.04.2022). Против этих убийств женских активисток, как и против любых убийств женщин, против мизогинии и антифеминистских попыток сохранить патриархат, мы должны направить наш гнев, нашу солидарность и нашу самоорганизацию во имя женской революции.
В связи с убийством Джины Махсы Амини в Иране Курдское женское подразделение за мир «Джени» пишет: «Сегодня, когда скандирование лозунгов «Жизнь, женщина, свобода» сотрясает улицы, а женщины по всему миру выходят на улицы, чтобы выразить свою солидарность, совершается очередной общий шаг революции. Преобразовав боль и гнев от эмоций в революционную силу, которая двигает нас вперёд, мы обеспечим продолжение народных выстулений». (09.29.2022).
Эта смертельная атака на женскую активистку Нагихан Акарсел в Силемани является также нападением на все тех, кто неделями выходит на улицы под девизом «Женщина, жизнь, свобода». Этот лозунг Курдского женского движения выражает стремление женщин к свободе, то мышление, которое Нагихан Акарсал помогла формировать и воплощать на практике. Возмущение, которое не утихает с момента убийства Джины Амини и которое лишь усилилось во время протестов из-за убийства Акарсал. В Южном Курдистане, где убили Нагихан Акарсал, турецкая армия и турецкие спецслужбы, в интересах НАТО, ведут империалистическую войну против курдов, их надежд на освобождение, против партизан РПК.
В горах смертельное химическое оружие, запрещённое международными законами, массово применяется против позиций партизан. Уничтожаются леса, а люди вынуждены покидать свои дома. Дроны убивают лидеров нашего Курдского движения. Бомбардировкам подвергаются места самоорганизации, например, езиды в Шенгале и лагерь для беженцев в Махмуре. В городе Силемани убийство Нагихан Акарсал стало уже пятым убийством курдских активистов только лишь за один год. Не так давно историк, работавший с курдским низовым движением Tevgera Azadî (Движение за свободу), был также застрелен на пороге своего дома, это произошло в конце августа. За всеми этими убийствами предположительно стоит НРО Турции. То, что НРО может свободно проводить разведывательную деятельность и убивать, пользуясь безнаказанностью, на территории курдской автономной республики в северном Ираке, что как минимум 60 военных баз существует в регионе и что нападения дронов, бомбардировки и использование отравляющего газа продолжаются на постоянной основе, возможно лишь благодаря содействию Курдского регионального правительства, в котором доминирует ДПК и которое, по сути, контролируется кланом Барзани и фактически США, без одобрения которых в северном Ираке ничего не может происходить.
ДПК действует сообща с антикурдским, антидемократическим и антиженским империалистическим турецким государством, оказывая военную поддержку оккупантам, которая выражается в предоставлении разведывательной информации, в строительстве дорог и организации засад. Даже вторая правящая в регионе партия – ПСК – которая контролирует Силемани, кажется, больше не противится этому. После убийства Нагихан Акарсал, Национальный конгресс (Курдистана) объявил, что, помимо ПСК, федеральное правительство Ирака, НАТО, ЕС и Совбез также должны остановить расправы турецкой власти, с которой у многих налажено партнёрство.
«Феминистская внешняя политика», о которой, помимо всего прочего, заявляла министр иностранных дел ФРГ от Зелёных Анналена Бербок, становится не более чем фарсом с учётом сотрудничества со страной, вышедшей из Стамбульской конвенции по противодействию насилию в отношении женщин, поощряющей полной безнаказанностью убийства женщин в своих пределах, со страной, которая, скорее всего, несёт ответственность за убийство Нагихан Акарсел. Давайте больше никогда не успокаиваться, давайте продолжать скандировать «Жизнь, женщина, свобода». Давайте сделаем джинеологию и женское освобождение основой наших исследований, нашего мышления, нашей практики, нашего будущего общества и мира демократического конфедерализма. Нагихан Акарсал живёт в каждой из нас. Герои не умирают!»