Турция

Себахат Тунджель: мы добьемся свободной жизни благодаря борьбе

Женщины обсудили варианты решений насущных проблем и пути выхода кризиса на семинаре по стратегическому планированию в Ване. Политик Себахат Тунджель сказала: «Если есть борьба, будет и победа. Мы добьемся свободной жизни благодаря сопротивлению».

Семинар по стратегическому планированию для женщин на период 2025-2029 годов, организованный муниципалитетом Вана в одном из отелей города, продолжается. Участницы мероприятия подчеркнули важность управления городской администрацией с учетом женской точки зрения.

Выступая перед собравшимися, Рафика Сёнмез, руководитель отдела женской политики муниципалитета Вана, заявила, что гендерное неравенство проникает во все сферы жизни, и сказала: «Подход, который позволит покончить с этим неравенством, должен стать приоритетом в городском планировании, политике муниципалитета и при оказании услуг гражданам. Хотя женщины составляют 50% жителей города, их представительство и уровень занятости довольно низки. Участие женщин в городском управлении, реструктуризации города и создании социальных пространств чрезвычайно важно для обеспечения гендерного равенства».

Подчеркнув, что женщины должны принимать участие в стратегическом планировании, Сёнмез продолжила: «Крайне важно, чтобы политика нашего муниципалитета, видение перспектив и универсальные общественные услуги для женщин проводились и оказывались здоровым образом. Нам необходимо иметь стратегический план. Кроме того, для создания городского имиджа важно, чтобы все важные процессы, которые будут идти в нашем департаменте, доводились до сведения граждан и неправительственных организаций в соответствии с принципом прозрачности и с помощью различных методов коммуникации. Все женщины должны быть включены в 5-летний стратегический план на уровне демократического участия. На данном этапе следует знать, что стратегическое планирование – это долгосрочный подход, который требует изменения индивидуального и институционального мышления».

Депутат городского парламента Муша от Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Сюмейе Боз добавила: «Мы, представительницы курдского женского движения, принимали участие в работе местных органов власти в течение последних 25 лет или даже дольше. Женская борьба существует уже несколько веков, и мы доказали, что имеем серьезный опыт. Курдское женское движение – не то движение, которое было создано на основе пропаганды. Это структура, которая стремится к созданию новых общественных связей. Поэтому местные органы власти – самый подходящий способ для достижения желаемого уровня общественных связей, которые так нужны женщинам».

Боз отметила, что парадигма «женских свобод, демократии и сбережения окружающей среды» имеет большое значение для ПНРД, и заявила, что женщины смогут свободно жить в обществе и внести свой вклад во всех сферы жизни благодаря такой системе. Подчеркнув, что реализация женской политики в местных органах власти важна для города, Сюмейе Боз отметила: «Наша работа с женщинами была одной из причин, по которой провластные, назначенные решением правительства руководители притесняли нас. Многие женские организации были закрыты мэрами-лоялистами. Действия этих политиков-узурпаторов, которых не избирал народ, привели к тому, что работа муниципалитетов остановилась. Но наши стратегические планы помогут реализоваться женской власти».

Себахат Тунджель отметила, что женщинам приходится нелегко в политике, и сказала: «Очень важно, чтобы женщины нашли в себе смелость сказать: «Я тоже здесь». Глядя на вас, я испытываю чувство гордости. Раньше за этим столом было не так много женщин. Теперь очень важно, чтобы они вносили свой вклад, какого бы цвета ни была их кожа, на каком бы языке они ни говорили и к какой культуре ни принадлежали. Мы живем в условиях правления капиталистической системы с преобладанием мужчин, но у нас есть и своя система, которая защищает демократическую женскую парадигму.

Система, которой правят мужчины, обесценила женский труд очень давно. Тем самым она обесценила и женщин. Пять тысяч лет существования системы с доминированием мужчин разрушили все ценности, созданные нашими предшественницами. Женщину, которая управляет обществом и создает его ценности, превратили в рабыню. Первый разрыв пришелся как раз на тот период, когда женщин лишили возможностей играть любые роли в обществе и заперли в домах. Конечно, правление – это искусство. Политика – это искусство. Если вы хороши в таких искусствах, ваше общество придет к хорошему результату, но, если вы делаете это плохо, вы станете деспотом. Почему же мы, женщины, отвергаем мужской стиль, иерархию и тиранический подход? Потому, что женщины придерживаются другой тактики – мы понимаем друг друга в рамках переговоров и диалога. Таков наш метод управления».

Подчеркнув, что правительство без женщин не будет демократическим, Тунджель сказала, что курдские политики годами боролись с менталитетом, игнорирующим и исключающим половину общества; в результате женщины получили место в правительствах. Она продолжила: «Мы обсуждали вопрос совместного председательства на примере Германии. Мы подписали петицию о «равном управлении», т.е. сопредседательстве. Де-факто эта идея была предложена, когда нашими сопредседателями были Айсель Туглук и Ахмет Тюрк. У нас было много проблем, даже когда это было реализовано на деле. Мы до сих пор не преодолели этот менталитет, потому что мужчины считают себя хозяевами. Однако, в результате упорной борьбы система совместного председательства была широко принята обществом».

Себахат Тунджель напомнила слова курдского лидера Абдуллы Оджалана «Общество не может быть освобождено, пока не освобождены женщина» и добавила: «Наша парадигма – альтернатива менталитету, который игнорирует освободительную борьбу женщин и исключает половину человечества из политики. Следуя этой парадигме, мы занимаем места в администрациях. Как сказал наш народный лидер, мы не можем построить свободное общество без освобождения женщин. Если на политических и административных постах не будет женщин, не будет и решений. Мы боремся за это уже много лет. Если мы объединимся с нашими соратницами на этом пути, он приведет нас к очень хорошим результатам. Вера – это половина успеха, поэтому мы верим, что свободная жизнь возможна, и мы боремся за этот результат. Я знаю только одно: если есть движение, жизнь и надежда, есть и победа».