Курдистан

Себахат Тунджель: либо мы выберем свободу, либо будем рабами

Себахат Тунджель выступила перед участницами дискуссии на тему «Жинеология и демократическая политика», заявив, что главный вопрос, который должен задать себе каждый, сопротивляющийся угнетению – «сдаваться или не сдаваться».

22-й фестиваль культуры и охраны природы «Мунзур» начался в Дерсиме под лозунгом «Мы не позволим отнять у нас нашу природу и волю» и продолжается уже третий день. В рамках программы были организованы мероприятия «Маршрут памяти» на площадях Сеит Рыза, Ана Фатма и Халвори. В сегодняшних мероприятиях приняли участие политик Себахат Тунджель, депутат от Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Айтен Корду, со-мэр муниципалитета Дерсима Джевдет Конак, представители многих других политических партий и организаций гражданского общества, а также неравнодушные граждане.

Придя к площади Ана Фатма, демонстранты зажгли свечи. Оттуда они отправились на площадь Халвори, где 14-15 августа 1938 года были убиты штыками и забиты дубьем курдские мужчины, а женщины бросились с обрыва, чтобы избежать изнасилований. Затем люди оставили гвоздики в национальном парке Мунзур.

Дискуссия на улице Санат

После этих мероприятий на улице Санат Сокаги состоялась дискуссия «Жинеология и демократическая политика». Себахат Тунджель, редактор журнала Jin Рожда Йылдыз и сопредседательница Демократической ассоциации алевитов (DAD) Кадрие Доган приняли участие в беседе, модератором которой выступила Бирсен Орхан, со-мэр муниципалитета Дерсима.

Йылдыз взяла слово и сказала, что обществам удавалось создавать пространства для самовыражения и своей собственной правды, проводя демократическую политику против политики эксплуатации, избранной правительствами, на протяжении тысячелетий. Она подчеркнула: «Человечество создавало свои собственные общественные структуры и политику на протяжении многих лет. Иначе как бы люди могли жить вместе, создавать традиции и обычаи? Сама способность общинной жизни была нарушена с появлением государственной власти. В ходе истории человечества мы видим непрестанное сопротивление засилью религий и попытки отвергнуть ассимиляцию, которую навязывали власти. Все восстания и случаи сопротивления в этом регионе – фундамент для создания демократической политической культуры. Но, к сожалению, за последние сто лет политика трансформировалась в понятие, которое ассоциируется только с системой представительной демократии. Это разрушило политическое восприятие каждого из нас».  

Добавив, что монистическая (унифицированная) структура общества – система, построенная на исключении женщин, Йылдыз сказала, что демократическая политика может решить проблемы общества. Она подчеркнула: «Принятие различий и открытие пространства для женщин является одним из самых значимых вопросов демократической политики».

Важнейшая наука современности

 «Жинеология – самая важная наука нашего времени», – добавила Кадрие Доган, глава DAD, отметившая, что потеря женщин – это потеря общества. Женщины священны, так как поддерживают жизнь, подчеркнула она: «Алевитская вера до сих пор подвергается истреблению из-за своего стремления к освобождению женщин. Алевизм должен изучаться методами жинеологии. Женщины свободолюбивы, как сама жизнь. Природа дарит жизнь, и женщины делают то же самое. Алевизм не вредит природе. Эта вера – мирная, свободная конфессия, признающая равенство, дарящая любовь и защищающая природу. Давайте объединимся ради её защиты и во имя нашего общего будущего».

Путешествие истины

Затем выступила Себахат Тунджель, заявившая, что жинеология – это путешествие к истине: «Жинеология – это путешествие к тайне жизни. Капиталистическая система, которой правят мужчины, перевернула все факты с ног на голову и рассказала нам ложную историю. Они заставили общество поверить в эту ложь. Теперь мы снова поставим историю с головы на ноги и откроем миру правду».

Определение демократической политики

Обычно демократическая политика определяется, как «право голосовать и быть избранным, обеспечение основных прав, верховенство закона, участие, прозрачность и подотчетность», сказала Тунджель, добавив: «Все эти факторы важны, но в Турции действует только право голоса, и даже оно распространяется лишь на правительство. В законе говорится, что «воля каждого должна пользоваться уважением», но когда речь идет о курдах, этот постулат не соблюдается. В Турции для курдов существует специальное право. По сути, курды лишены гражданства. Наш народ подавляют в рамках политики и законов, а пространство для демократической политики было давно уничтожено. Другой вопрос – прозрачность и подотчетность, но как же мы обеспечим прозрачность? Например, муниципалитет имеет определенные доходы. Откуда берутся эти деньги, куда они идут, расходуются ли они в соответствии с потребностями общества? Общественность должна иметь возможность следить за этим. Это и называется прозрачностью. Разве это нормально, когда назначенные властями политики-лоялисты, не побеждавшие на выборах, оставляет после себя столько долгов? Они воруют, они не отчитываются ни перед кем, не сообщая гражданам, куда тратятся эти доходы, кто получает эти средства».

Это фашистские закон

Правовая сфера – та область, где курды подвергаются наибольшему давлению, отметила Тунджель, добавил, что в Турции существует «фашистский закон». Правительство использует правовые нормы, как инструмент против любой оппозиции: «Закон очень важен, потому что он защищает народ и бедных от произвола властей. В Турции закон используется против народа, бедных и угнетенных. Нигде в мире нельзя говорить об операции политического геноцида. Нигде в мире не сажают в тюрьмы за высказывание своего мнения. То, что является правовыми нормами для представителей турецкого режима, не работает для курдов и социалистов. В Турции действует двойной закон. Молодых людей задерживают и арестовывают, когда они скандируют лозунг Bijî serok Apo («Да здравствует Абдулла Оджалан») и выражают свое мнение. Это насилие, преследование, фашизм – ничего больше. Всё, что связано с курдами в этой стране, криминализировано. Любая наша деятельность становится «террористической» в глазах режима. Что же мы можем сделать? Мы можем решить наши проблемы, только расширяя демократическую политику».

Либо свобода, либо рабство

Тунджель напомнила, что курдский лидер Абдулла Оджалан официально участвовал в переговорах, находясь в тюрьме на Имралы, и добавила: «Тогда все говорили о происходящем, были счастливы и чувствовали себя свободными. Теперь никто не может говорить вслух о том, что думает. Никто не может выразить свое истинное мнение. Сдадимся ли мы, скажем ли мы «нет»? Капитуляция означает, что мы позволим институционализировать фашизм. Право выбора – это свобода. Мы выберем одно из двух – либо страх, либо смелость, либо рабство, либо свободу... В конце концов, они не смогут отнять у нас право выбора. Выбор – дело рискованное, но это и есть свобода. Мы можем заплатить за неё высокую цену, но мы будем жить с прямой спиной и с честью. Это то, что нам подходит».

Дискуссия завершилась после сессии вопросов и ответов.

Фестиваль продолжится семинаром на тему «Актуальные политические события».