Турция

Сакине Джансыз – одна из самых влиятельных женщин Курдистана

Эрен Кескин убеждена, что Сакине Джансыз, убитая в Париже, была одной из самых влиятельных женщин Курдистана. «Она всегда говорила о мире и борьбе за мир. Её идеи и борьба за права женщин и против угнетения произвели на меня большое впечатление», – говори

С тех пор, как курдские политики Сакине Джансыз (Сара), Фидан Доган (Рожбин) и Лейла Шайлемез (Ронахи) были убиты в Информационном бюро Курдистана в Париже прошло уже 12 лет. Хотя связи турецкой разведки (MIT) со стрелком-убийцей Омером Гюнеем, скончавшимся при подозрительных обстоятельствах в тюрьме, стали известны широкой общественности, дело о тройном убийстве так и не было раскрыто французской судебной системой.

Сопредседательница Ассоциации по правам человека (АПЧ) и адвокат Эрен Кескин рассказала о своей дружбе с Сакине Джансыз, с которой познакомилась в своем офисе в 1991 году и встречалась во время визитов в Европу, и о борьбе курдской революционерки.

Вспоминая о том, как Джансыз, освобожденная из тюрьмы в 1991 году, посетила офис АПЧ, Кескин говорит: «С того момента, как она вошла к нам, я поняла, что она человек, способный повлиять на всё наше общество. Она действительно была одной из самых влиятельных женщин, которую я когда-либо встречала. С того момента, как она пришла к нам, мы начали беседовать практически обо всем благодаря её искренности и лёгкому характеру. В те дни многие курдские заключенные были освобождены. Турецкая судебная система, которая ранее освобождала турецких социалистов, была вынуждена освободить и курдских политзаключенных, так как это неравенство стало предметом рассмотрения в Конституционном суде. Сакине была одной из курдских узников, которые вышли на свободу по решению Конституционного суда».

Сопредседательница АПЧ рассказала, что присутствовала на вечере, организованном для курдских заключенных, освобожденных из тюрем, вместе с Сакине Джансыз. Тогда Джансыз говорила о несправедливости, с которой столкнулась в Курдистане, и о том, что всегда хотела мира. Эрен Кескин добавила, что встречалась с революционеркой почти на всех мероприятиях, которые посещала во многих европейских городах, и что у них была долгая беседа после семинара в Нидерландах.

Трагедия 9 января

Кескин рассказала, что 9 января 2013 года, в день убийства курдских политиков в Париже, она была дома и увидела в новостях сообщение о том, что во Франции убиты три женщины: «Я сразу же подумала о том, чтобы позвонить Рожбин. Я хотела позвонить ей и узнать, кто эти убитые. Я набрала её номер, но она не взяла трубку. Рожбин была образованной женщиной, которая помогала мне, становясь моим переводчиком всякий раз, когда я приезжала в Париж, и знала многих в парламенте. Окружающие звали её Рожбин. Поэтому я не знала, что её настоящее имя – Фидан. Когда мои звонки остались без ответа, я обеспокоилась ещё сильнее. К сожалению, позже я узнала, что погибших женщин было трое – Сакине, Рожбин и Лейла».

«Омера Гюнея выбрали не случайно»

Кескин уверена, что убийство в Европе было намеренным ударом по всему курдскому народу, так как Сакине Джансыз стала важным примером борьбы для своего народа и женщин. Правозащитница заявила, что, когда стали известны детали расправы, она снова сделала выводы о последствиях государственной политики шпионажа и о том, что Омер Гюней был выбран на роль исполнителя убийства намеренно. Джансыз была женщиной, которую любили все курды, отметила Эрен Кескин, добавив: «Конечно, убийство трёх женщин в один день и в одном месте потрясло общественное мнение. Убийца Омер Гюней был известным курдом, который общался с иностранными политиками и переводил для них. Кто же был заказчиком преступления? Эти данные так и не были раскрыты. Французское правительство не провело эффективного расследования тройной расправы».

Эвин Гойи

Кескин напомнила, что через 9 лет после убийства трёх курдских революционерок представительница Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Эмине Кара (Эвин Гойи) была убита вместе с курдским активистом М. Ширином Айдыном (Миром Первером) и курдским патриотом Абдуррахманом Кызылом в результате вооруженного нападения в Париже 23 декабря 2022 года. «Это говорит о том, что мировые спецслужбы борются друг с другом из-за курдского вопроса. По этой же причине они сталкиваются друг с другом в Рожаве сегодня. Расправа над курдскими политиками за рубежом и тот факт, что мы не видим никаких результатов расследования, связаны с борьбой международных спецслужб. К сожалению, до тех пор, пока курдский вопрос остается нерешенным, угроза будет сохраняться», – сказала правозащитница.

Нагихан, Гулистан, Геро, Джихан и Назым

Эрен Кескин упомянула убийства Нагихан Акарсель, Гулистан Тары, Геро Бахадин, Джихан Билгин и Назыма Даштана и сказала, что эти преступления связаны с нерешенным курдским вопросом. Она заявила, что многие мировые державы повлияли на сложившуюся ситуацию, и подчеркнула, что эти страны имеют свои интересы в регионе и оказывают влияние на конфликты на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана.

«Пришла пора требовать мира»

Сопредседательница АПЧ призвала всех неравнодушных к дальнейшей борьбе за мирное урегулирование, сказав: «По мере приближения 12-й годовщины со дня смерти Сакине Джансыз, Фидан Доган и Лейлы Шайлемез наступает новый этап в решении курдского вопроса. Если люди, живущие в нашем регионе, не хотят, чтобы хлеб на их столах был украден, если они желают, чтобы угнетение и ограничения свободы слова и организаций прекратилось, если они стремятся к тому, чтобы политические заключенные, особенно наши тяжелобольные политузники, были освобождены из тюрем и как можно скорее увидели свет, они должны поддержать мир. Необходимо требовать этого во весь голос. Нам нужно, чтобы профсоюзы приняли участие в этой борьбе».