4 октября 2022 года курдская журналистка, ученая и активистка движения за права женщин Нагихан Акарсель была убита, выходя из своего дома в центре города Сулеймания в Южном Курдистане (северном Ираке).
В прошлом году более 150 женских организаций и активисток из множества стран мира, представительниц разных профессий обратились с открытым письмом к ООН, Совету Европы и правительству Ирака с просьбой прояснить подоплеку политического убийства Нагихан и привлечь виновных к ответственности, а также принять правовые и политические меры для предотвращения дальнейших расправ над женщинами и политических убийств. В связи с этим была создана инициатива «Правосудие для Нагихан Акарсель».
Теперь инициатива опубликовала следующее заявление: «24 декабря 2023 года убийца Нагихан, Исмаил Расим Рифат Пекер, гражданин Турции, был приговорен Кассационным судом Южного Курдистана к смертной казни по статье 2.2 Закона о борьбе с терроризмом. Однако, ни общественность, ни родственники Нагихан Акарсель не были проинформированы ни о ходе судебного расследования, ни о дате суда. Таким образом, семья была лишена права на участие в судебном разбирательстве через юридическое представительство.
Согласно решению суда и сообщениям, которые цитировали СМИ, ранее Исмаил Пекер уже был арестован в Турции за нападение на женщину с тесаком в декабре 2017 года. Он был приговорен к 12 годам лишения свободы, но его освободили в 2022 году после 4 лет и двух месяцев содержания под стражей. В своих заявлениях властям Южного Курдистана после убийства Акарсель Пекер признался, что во время своего заключения в Турции он получил инструкции и деньги от «турецкого государственного чиновника», чтобы отправиться в Сулейманию и убить Нагихан.
Он сообщил, что во время своего пребывания в Сулеймании поддерживал постоянный контакт с сотрудниками турецкой секретной службы MIT при планировании и осуществлении убийства. Они также предоставили ему огнестрельное оружие, при помощи которого Пекер и убил женщину. Тот факт, что он работал с турецкой секретной службой MIT, был подтвержден заявлением для прессы посла Турции в Ираке Али Ризы Гюнея всего через несколько дней после преступления.
Подстрекатели должны ответить за содеянное
Несмотря на многочисленные свидетельства и доказательства того, что представители турецких государственных органов организовали убийство Нагихан и что в преступлении участвовало больше людей, осужден был только Исмаил Пекер. Насколько нам известно, в отношении других соучастников до сих пор не было принято никаких правовых мер, не говоря уже о политических шагах, направленных на предотвращение дальнейших политических убийств женщин.
Представитель Управления Европейского союза по Ближнему Востоку и Северной Африке, занимающийся внешним связям в Ираке, ответил на наше открытое письмо в прошлом году. Он заявил, что «офис ЕС в Эрбиле продолжает следить за событиями, связанными с этим убийством, и его расследованием». Однако, судя по всему, никаких реальных мер по защите жизни и свободы слова в ситуации курдских правозащитниц принято не было.
Напротив, позиция властей Курдистана и Ирака, отсутствие санкций со стороны международных правозащитных механизмов и политическое бездействие международных организаций побуждают режим ПСР/ПНД совершать новые убийства курдских политиков, особенно женщин-лидеров и журналисток, как на территории Турции, так и за пределами её государственных границ. Мы говорим о таких примерах, как убийства Сакине Джансыз, Фидан Доган и Лейлы Сайлемез 9 января 2013 года в Париже, Зейнеб Сарохан 22 сентября 2022 года в результате атаки турецкого БПЛА на территории Автономной администрации северо-восточной Сирии, Эмине Карар 23 декабря 2022 года в Париже, Леман Шивеш и Юсры Дервиш 20 июня 2023 года в результате атаки БПЛА в северо-восточной Сирии, Ферьял Сулейман Халид 18 января 2024 года в Киркуке (Южный Курдистан). И снова, 23 августа 2024 года, турецкий БПЛА атаковал автомобиль и отнял жизни курдских журналисток Гулистан Тары и Геро Бахадин в Сулеймании. После операции «Анфаль», геноцида, к которому прибег Саддам Хусейн, турецкие войска бомбят и вынуждают бежать жителей курдских и ассирийских деревень, сжигают леса и массово уничтожают мирных граждан – мужчин, женщин и детей – в тех же районах Южного Курдистана. С 2023 по июль 2024 года турецкая армия отняла жизни в общей сложности 30 мирных жителей, включая 4 детей, в Южном Курдистане».
Инициатива призвала «организации и институты Совета Европы и ООН принять немедленные и эффективные меры, чтобы не позволить Турции, их стране-члену, продолжать безнаказанно нарушать международное право. Необходимо обеспечить политическое и юридическое наказание для лиц, несущих реальную ответственность за эти политические убийства».
Чтобы добиться справедливости для Нагихан Акарсель и всех остальных, чьи жизни были отняты турецким режимом, а также предотвратить дальнейшие убийства женщин, направленные против правозащитников и журналисток, мы призываем работников СМИ, ученых, людей культуры и искусства, местные и международные правозащитные и женские организации обратить внимание на политическое измерение этих убийств с помощью заявлений для прессы, статей и различных акций. Сегодня необходимо совместно добиваться осуждения лиц, несущих основную меру ответственности за эти убийства».
Инициатива призвала принять следующие срочные и эффективные меры по защите жизни и прав курдских правозащитниц и журналисток:
«- Привлечение к ответственности и осуждение виновных в убийстве Нагихан Акарсель и всех других внесудебных расправах.
- Закрытие воздушного пространства Ирака и Сирии для турецких ВВС, включая вооруженные и невооруженные БПЛА (беспилотные летательные аппараты).
- Призыв к Турции прекратить незаконные вооруженные нападения, отказаться от политики оккупации, войны и систематических убийств защитников прав женщин и народов, живущих в любой части Курдистана, особенно на территории Ирака и северо-восточной Сирии.
- Судебное преследование военных преступлений и преступлений против человечности – включая геноцид и убийства женщин по признаку пола – совершенных Эрдоганом и правительством ПСР/ПНД, в соответствии с международным правом».