Наргис Мохаммади: обязательный хиджаб не является ни религиозной обязанностью, ни культурной моделью

Иранская активистка Наргис Мохаммади, находящаяся в тюрьме, через своих детей отправила послание на церемонию вручения Нобелевской премии мира в Осло, осуждая «жестокий и женоненавистнический религиозный режим» в Иране.

Наргис Мохаммади содержится в тегеранской тюрьме Эвин с 2021 года за борьбу против обязательного хиджаба и смертной казни в Иране. Наргис Мохаммади, получившая в начале октября Нобелевскую премию мира, не разрешили поехать в Осло для получения награды. На церемонии в мэрии Осло ее 17-летние дети Али и Киана, живущие в изгнании во Франции с 2015 года, зачитали на французском языке послание, которое Наргис Мохаммади сумела передать из тюремной камеры.

«Я - женщина с Ближнего Востока, из региона, который, несмотря на то, что является наследником богатой цивилизации, сейчас охвачен войной и является жертвой пламени терроризма и экстремизма», - сказала Наргис Мохаммади, добавив, что она написала это послание «за высокими и холодными стенами тюрьмы».

51-летняя активистка, неоднократно подвергавшаяся арестам и осуждениям в последние годы, была одним из видных лиц восстания «Женщина, Жизнь, Свобода» в Иране.

«Обязательный хиджаб, навязанный правительством, не является ни религиозной обязанностью, ни культурной моделью, а скорее средством контроля и подчинения всего общества», — заявила Наргис Мохаммади в своем послании.

Назвав обязанность иранских женщин носить хиджаб «позором для правительства», Наргис Мохаммади осудила «жестокий и женоненавистнический религиозный режим», нарисовав портрет Исламской Республики, «по сути чуждый своему «народу»».

«Иранский народ решительно преодолеет репрессии и авторитаризм», - заявила Наргис Мохаммади, осуждая, в частности, репрессии, подчинение судебной власти, пропаганду и цензуру, кумовство и коррупцию: «Не сомневайтесь в этом, мы победим».

За более чем 100-летнюю историю Нобелевской премии Наргис Мохаммади стала пятым человеком, получившим премию мира, находясь в заключении, после немца Карла фон Осецкого, бирманки Аун Сан Су Чжи, китайца Лю Сяобо и белоруса Алеся Беляцкого.

«Борьба Наргис Мохаммади (...) сравнима с борьбой Альберта Лутули, Десмонда Туту и Нельсона Манделы (все лауреаты Нобелевской премии), которая продолжалась более 30 лет до конца режима апартеида в Южной Африке», — заявил председатель Нобелевского комитета Берит Рейсс-Андерсен.

«Женщины в Иране борются против дискриминации уже более 30 лет. Их мечта о светлом будущем в конечном итоге осуществится».

Близнецы Наргис Мохаммади, которые были разлучены со своей матерью более восьми лет назад, говорят, что не знают, увидят ли они свою маму когда-нибудь живой.

«Лично я настроена весьма пессимистично», — сказала в субботу ее дочь Киана, а ее брат Али сказал, что он «смотрит в будущее с большим оптимизмом».