Иран

Наргес Мохаммади: разжигатели войны всегда были изгоями истории

«Виновники войны – изгои и позор всей истории», – пишет в своем письме Наргес Мохаммади, отправившая это послание на волю из тюрьмы Эвин в Нобелевский комитет по случаю годовщины присуждения ей Нобелевской премии мира.

Наргес Мохаммади, иранская правозащитница и лауреат Нобелевской премии мира, написала письмо, находясь в печально известной тюрьме Эвин. Женщина отправила его в Норвежский нобелевский комитет 6 октября, в годовщину новости о присуждении ей Нобелевской премии мира за 2023 год.

«Однажды, и это будет довольно скоро, вы услышите гимн нашего освобождения от гендерного апартеида и кличпобеды иранского народа над тиранией. Этот день, несомненно, наступит, и вы разделите с нами праздник победы», – пишет политзаключенная.

Мохаммади обратилась к миру с такими словами:

«Мир – это не только отсутствие разрушений, насильственных смертей и террора, вызванного войной; это также освобождение от жизни под гнетом тирании, угрозой нищеты, дискриминации, расправ и казней, угнетения, тревоги незащищенности, забытости и отсутствия голоса.

Я не верю, что женщины – это множество, доведенное до отчаяния жестокой дискриминацией, многофакторным неравенством и глубоко укоренившимся историческим угнетением в странах, которые, казалось бы, не воюют, – живут в мире.

Нобелевская премия мира 2023 года, присужденная мне, отражает глобальное влияние недавних событий на борющихся женщин Ирана. Женщины Ближнего Востока увидели надежду. Это была поддержка движения «Женщины, жизнь, свобода» и дань уважения Жине Амини.

Самая престижная награда нашего мира была вручена женщине из Ирана, которая борется за права человека и права женщин, мечтая о демократии после всей пережитой тирании. Её идеалами являются свобода и равенство. Прямым смыслом премии была поддержка подлинно демократического движения за права человека и права женщин.

Объявление о присуждении Нобелевской премии мира 2023 года началось с лозунга народного движения Ирана. Слова «Женщины, жизнь, свобода», прозвучавшие с трибуны Нобелевского фонда мира, стали эхом, подхватившим голоса протестующих женщин и мужчин на улицах, ради которого вы целый год работали, чтобы он был услышан во всех странах. Я искренне благодарю вас.

Несмотря на то, что впереди меня ждут долгие годы заключения, несмотря на то, что мои телефонные звонки прервались всего через 50 дней после получения награды, несмотря на то, что в этом году я потеряла отца и даже не попрощалась с ним у его могилы, несмотря на то, что разлука с Кианой и Али – это невыносимая и неизлечимая боль, которая не покидает меня, я полна желания сопротивления, жизни и борьбы. Я выдержу любые лишения и трудности ради мира, демократии и прав человека, и эти страдания и тяготы сделают меня сильнее и выносливее.

Однажды, и это будет довольно скоро, вы услышите гимн нашего освобождения от гендерного апартеида и победный клич иранского народа, покончившего с тиранией. Этот день, несомненно, наступит, и вы разделите с нами праздник победы.

Сегодня мы ещё очень далеки от мира, к которому стремились все добросердечные и достойные люди мира. Это расстояние можно преодолеть с помощью стальной воли, мужества, стойкости и солидарности людей, желающих мира».