Ярсанизм – унаследованная синкретическая религия, основанная в конце 14 века в Восточном Курдистане и западном Иране. Некоторые источники говорят, что население Ярсана составляет около двух миллионов человек, проживающих в основном в Восточном Курдистане и на западе Ирана. Община расположена в нескольких городах: Керманшах, Хамадан, Курдистан, Азербайджан, Келардашт и нескольких других городах по всему Восточному Курдистану и Ирану. Хотя члены общины являются второй по величине религиозной этнической группой после мусульман в Иране и Восточном Курдистане, их идентичность отрицается, и их часто называют «мусульманами-шиитами». Регионы, в которых последователи ярсанизма подвергаются различной дискриминации, являются наименее развитыми. Иранский социолог С.Б. занимается исследованием ритуалов ярсанизма и статуса женщин в общине ярсан в Восточном и Южном Курдистане, Иране и Ираке.
«ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ ИМЕЮТ РАВНЫЕ ПРАВА»
Говоря о правах женщин в ярсанизме, С.Б. сказала: «Философия ярсанизма всегда подчеркивает, что мужчины и женщины имеют равные права. Согласно древним текстам, между мужчинами и женщинами нет разницы, и мужчины и женщины получают равную сумму наследства».
«ИХ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОТРИЦАЕТСЯ»
Комментируя нынешнее положение ярсанцев, она сказала: «Все этнические группы подвержены влиянию политики стран, в которых они живут. Ярсанская община является одной из этих религиозных групп. Можно сказать, что они живут в беднейших районах Южного Курдистана. Хотя они являются второй по величине религиозной группой после мусульман в Иране и Восточном Курдистане, их община подвергается дискриминации, и их часто называют «мусульманами-шиитами». Они не имеют права работать в государственных учреждениях и подвергаются унижениям в мусульманских школах и учреждениях. Ярсанских солдат унижают в казармах, районах, где они живут, и большинство ярсанских мужчин и женщин не трудоустроены из-за своей религии».
«МНОГИЕ СЕМЬИ ЯРСАНЦЕВ СКРЫВАЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ»
В своем исследовании С.Б. выяснила, что многие ярсанские семьи скрывают свою личность и заставляют своих детей скрывать свою религию из-за притеснений». Говоря о роли женщин в ярсанизме, она сказала: «Это сообщество все больше признавало права женщин в последние десять лет, на фоне развития науки и культуры. Ярсанские женщины учатся в университетах и все чаще устраиваются на работу».
Некоторые наблюдатели считают, что восстание «Женщины, жизнь, свобода» может привести к серьезным культурным и социальным изменениям. Говоря о том, как это восстание может повлиять на ярсанские семьи и общество, С.Б. сказала: «Женщины Ярсана придают особое значение своей местной одежде, и у них всегда удобный и приемлемый стиль одежды. На мой взгляд, это восстание затронуло ярсанских женщин, которые хотят отстаивать свои права».
В завершение своего выступления С.Б. призвала общину Ярсан и курдских женщин прилагать больше усилий для саморазвития как в культуре, так и в политике. «Если женщины будут развиваться в культуре и политике, они займут достойное место в обществе».