Конференция «Цепь тишины» в Амеде: свобода женщин — свобода общества

Движение свободных женщин (ДСЖ) организовало двухдневную конференцию под названием «Цепь тишины: Разрушая стены вокруг женщин-политзаключенных». Участие в конференции приняли делегатки из многих стран мира.

Выступая перед собравшимися на конференции «Цепь тишины» в Амеде, ирландский политик Мартина Андерсон сказала: «Ваше стремление решать проблемы, которые связаны с правами человека, особенно в ситуации женщин и в сложных политических условиях, говорит мне о многом».

Движение свободных женщин (ДСЖ) организовало двухдневную конференцию под названием «Цепь тишины: Разрушая стены вокруг женщин-политзаключенных». Участие в конференции приняли делегатки из многих стран мира.

Так, Мартина Андерсон, бывшая депутат Европейского парламента, выступила с речью о борьбе женщин и проблемах в тюрьмах. Она сказала: «ДСЖ борется против идеологии неравенства, иерархии и насилия; именно это мировоззрение порождает и поддерживает патриархат. Ваша идея заключается в том, что «когда женщины освобождены, свободно всё общество». Вы боретесь за построение демократической жизни в демократическом обществе. Ваше стремление решать проблемы, которые связаны с правами человека, особенно в ситуации женщин и в сложных политических условиях, говорит мне о многом».

Андерсон заявила, что Ирландия, её родная страна, получила свой политический опыт в ходе многовековой борьбы за национальную независимость.

Женщины будут жить демократической жизнью в демократическом обществе

Вспоминая о своем визите к курдскому политику Лейле Гювен во время её тюремной голодовки в 2018-2019 годах, Мартина Андерсон сказала: «Я снова шлю послание солидарности Лейле, находящейся в турецкой тюрьме. Не вызывает сомнений, что нам, женщинам, ещё предстоит сделать большую работу, чтобы сбросить ярмо патриархата со своих плеч. Беседуя на этой конференции, мы можем с полным правом сказать, что «дело освобождения женщин – это вопрос свободы общества, а дело освобождения общества – это вопрос свободы женщин». Эти вопросы невозможно разделить. Идеологии неравенства, иерархии и насилия, которая порождает мировоззрение угнетателей и поддерживает патриархат, будет положен конец. Мы, женщины-борцы, будем бросать им вызов, где бы и когда они ни попытались поднять голову. Я прибыла сюда с верой в то, что мы искореним эти уродливые пережитки вместе. Я не сомневаюсь, что однажды женщины будут жить в демократическом обществе».

Государства на грани краха преследуют женщин-борцов

Затем слово взяла активистка ДСЖ Фиген Акти, которая сказала: «Пока национальные государства, оказавшиеся на грани краха, провоцируют фашистские настроения, чтобы преследовать борющихся женщин и утвердиться на Ближнем Востоке, в Курдистане и во всем мире, тот факт, что ДСЖ собирает сотни женщин из разных стран на такой встрече, исторически важен. Это даст нам многое на предстоящем периоде борьбы».

Акти рассказала о том, что и она сама, и её родственники побывали в турецких тюрьмах: в 1993 году она была брошена властями в тюрьму города Сивас вместе со 125 активистками, а позже попала в тюрьму «Синджан». 21 год спустя она снова встретилась в фашистских застенках с женщинами, с которыми отбывала срок много лет назад.

Она отметила, что тюрьмы – места, где люди волей-неволей овладевают методами сопротивления, и сказала: «После 1980-х годов мы вспоминаем слова Сакине Джансыз «Мне, борцу за правое дело, было стыдно проявлять слабость», сказанные в адрес генерала Эсата Октая Йылдырана, для которого понятие гуманности не существовало. Это объясняет сопротивление пыткам». Йылдыран – турецкий военный офицер и начальник тюрьмы в Диярбакыре, назначенный на эту должность после турецкого государственного переворота 1980 года. Он был известен пытками курдских политзаключенных.

Идеи Абдуллы Оджалана распространились повсюду

Активистка ДСЖ подчеркнула, что негласной проблемой тюрем остаются случаи сексуального насилия и изнасилований при задержании и во время заключения. Она напомнила о том, что произошло с Гарибе Гезер, добавив: «Лейла Гювен по-прежнему остаётся в тюрьме. Когда она объявила голодовку, чтобы покончить с изоляцией, мы увидели, как активизировалась борьба женщин во всем мире. Политики и активистки продолжают сопротивление во всех уголках света. Женщины борются повсюду, как те, что сражаются в рядах освободительного движения, так и те, что оказались за пределами страны и живут в изгнании. Какое бы давление на нас ни оказывали, в нас есть дух сопротивления, который не терпит поражений. Очень важно, чтобы этот дух пробудился».

Фиген Акти отметила, что лозунг «Женщина, жизнь, свобода», который подарил миру Абдулла Оджалан, получил повсеместное распространение, и добавила: «Если этот лозунг звучит в устах людей, то победителями в 21 веке будут женщины, сражающиеся за свободу».