«Как нельзя ожидать демократии от Исламского государства* (ИГИЛ*), так же не стоит ожидать её от нового правительства Дамаска. Это пустые надежды», – пишет курдский политолог Рауф Каракочан в своем аналитическом тексте. Эта суровая оценка отражает суть нынешнего положения Сирии, спустя месяц после падения режима Асада и прихода к власти группировки «Хайат Тахрир аш-Шам». Крах Асада находит отклик во всем мире, но в это же время Турция и её прокси, исламистские силы – Сирийская национальная армия (СНА) – активизировались и всё чаще атакуют Автономную администрацию северо-восточной Сирии. «Хайат Тахрир аш-Шам»же обвиняют в преступлениях против женщин и этнических меньшинств.
В статье Каракочана под названием «Сирию ждут новые события» рассматривается роль региональных и международных игроков в формировании будущего страны. Политический аналитик утверждает, что режим Асада уже давно находится на грани краха и держался благодаря поддержке Ирана и России. Сара Глинн, обозреватель Medya News, поддержала эту точку зрения, отметив, что Асад стал мишенью давления из-за его связей с Ираном и Россией, так как эти альянсы угрожали интересам Соединенных Штатов и Израиля.
Действия Турции, утверждает Каракочан, отражают её главную цель – уничтожение Автономной администрации, также известной как Рожава, и разоружение Отрядов народной самообороны (ОНС) и Женских отрядов самообороны (ЖОС). «В то время, когда в Сирии ежедневно убивают и пытают людей, а Рожава находится под угрозой, разоружение этих сил самообороны равносильно ликвидации», – убежден Каракочан. Он напомнил, что по мере приближения инаугурации новой администрации США и избранного президента Дональда Трампа Турция усилила атаки на важнейшие объекты инфраструктуры в северо-восточной Сирии, нанося удары по таким объектам, как плотина Тишрин и мост Керекозак.
Политолог говорит о дилемме, с которой сталкиваются международные державы, включая США, Европейский союз, Великобританию, Израиль, Саудовскую Аравию и Египет. Хотя эти игроки отдают предпочтение курдам перед Турцией, остается неясным, будут ли они продолжать поддерживать Автономную администрацию или попытаются найти компромисс между курдами и радикальными религиозными силами во главе с ХТШ.
Рауф Каракочан обращает внимание на реалии правления ХТШ, ссылаясь на сообщения о массовых убийствах меньшинств, поступающие с мест, и рост репрессий против инакомыслия. «Как невозможно было ожидать демократии от ИГИЛ, так же не стоит ждать её и от нового правительства Дамаска. Это пустые надежды», – подчеркивает он, предостерегая от недооценки идеологических связей группировки ХТШ с такими организациями, как Исламское государство.
Рассматривает автор и влияние внутренней политики Турецкой Республики на будущее Сирии. Каракочан напоминает о недавних встречах с находящимся в заключении курдским лидером Абдуллой Оджаланом, полагая, что такие дискуссии помогут определить пути урегулирования в Сирии. Он убежден, что любое устойчивое решение должно учитывать интересы народов региона; однако, стремление Турции к разоружению курдов и попытки навязать собственную повестку дня остаются серьезными препятствиями.
Между тем, в последнее время подход Турции к ХТШ и соответствующие события вызывают дополнительные опасения. «Несмотря на то, что ХТШ стремится выглядеть жизнеспособной управляющей силой, связи группировки с турецким режимом выглядят шаткими. Очевидно, что Эрдоган надеется держать Сирию под своим контролем, потенциально в качестве убежища для джихадистских салафитских формирований», – объясняет Каракочан, сравнивая ситуацию с предыдущими неудачными попытками установить в регионе режимы, которыми правили бы такие структуры, как «Братья-мусульмане»*.
Международная реакция на усиление ХТШ и действия Турции пока что неясна. Каракочан задается вопросом, будут ли иностранные державы и игроки мировой арены относиться к амбициям Турции терпимо, или же станут выбирать между поддержкой курдов и содействием укреплению власти ХТШ. Он подчеркивает, что результат может изменить траекторию развития страны на десятилетия вперед.
Поскольку Турция продолжает проводить военные операции и наносит всё новые удары на севере Сирии, аналитик предупреждает о рисках дальнейшей дестабилизации. Такие стратегические объекты, как плотина Тишрин, остаются ключевыми целями, учитывая, что у Турции имеется план по ликвидации курдской автономии в стране, подчеркнул он. В то время как ХТШ управляет страной с растущей жестокостью, нерешительность международного сообщества усугубляет неопределенность, оставляя будущее Сирии висеть на волоске.
На фоне этой неспокойной обстановки Рауф Каракочан призывает к поиску решения, основанного на потребностях региона, а не на внешних интересах. Он пишет, подводя итоги своих размышлений: «Навязывание иностранных программ и стратегий лишь увековечивает цикл насилия. Пора призвать заинтересованные стороны поставить во главу угла мир и стабильность. Сирия стоит на критически важном перекрестке, и от того, каким её будет дальнейший путь, зависят судьбы миллионов людей».
* - террористическая организация, запрещена в РФ