Турция

Эрен Кескин: мы все в долгу перед Гурбетели Эрсез

Гурбетели Эрсез, первая женщина-главный редактор Özgür Gündem, которая своими достижениями стала примером для курдских журналисток, с уважением вспоминается турецкими интеллектуалами. Адвокат Эрен Кескин сказала о Гурбетели.

Преследование курдов турецким государством не сходило с заголовков газеты Özgür Gündem. Журналисты, редакторы, репортеры и распространители этой газеты были убиты и арестованы из-за той работы, что они делали. Эрен Кескин защищала первую женщину-главного редактора газеты, Гурбетели.

Отношения правозащитника и адвоката Эрена Кескина с Гурбетели восходят к 90-м годам. Спустя годы Эрен Кескин стала первым соредактором газеты Гурбетели. Мы поговорили с Эрен Кескин об истории их дружбы. Мы также спросили Эрен Кескин о ее работе в качестве соредактора Özgür Gündem, которая была принудительно закрыта режимом Партии справедливости и развития в 2016 году.

Как вы познакомились с Гурбетели?

Я познакомилась с Гурбетели в Özgür Gündem. Это было начало 90-х. Для курдов был сделан чрезвычайно важный шаг: возникло СМИ, которое выражало и стремилось выразить нарушения прав, особенно в Курдистане. С первого раза, когда я увидела ее, Гурбетели была совсем отличающейся от других женщиной, которая была очень открытой, заботилась обо всех и устанавливала равные отношения со всеми. Например, хотя она была радикальной, она была человеком мягким, который придавал большое значение мнению последних людей. Я полюбила её с первого взгляда.

Как это повлияла на вас ваша первая встреча?

В то время начались очень серьезные нарушения прав, особенно в Курдистане. Среди людей возникла большая солидарность.

Нашей совместной работой была газета. В то время я была одним из юристов газеты. Были Ферда Четин и еще несколько друзей. Я больше всего помню Ферду и Гурбетели. В то время между нами была очень сильная солидарность, несмотря на давление. Я не помню какой-либо борьбы за власть, обид или споров в то время. Была действительно большая солидарность. Мы все пытались делать свое дело в этом духе солидарности. Вот такими я помню те дни.

Какие изменения произошли после того, как Гурбетели возглавила газету?

Точка зрения женщины была, наконец, отражена в газете. В то время это имело огромное влияние. Это вселило надежду. Я думаю, что в этом большая заслуга Гурбетели. Я думаю, что ее инклюзивная, коммуникативная личность оказала влияние. Более того, когда позже газета подверглась атаке, эти группы интеллектуалов и художников проявили большую солидарность с газетой. На это большое влияние оказала личность Гурбетели.

Какую традицию заложило в газете такое событие, как появление главного редактора – женщины?

Именно благодаря курдскому движению женщины начали принимать участие в различных административных органах и стали сопредседателями и сопредседателями. Например, Гурбетелли была первой женщиной-главным редактором в то время. Даже это чрезвычайно важно. В частности, средства массовой информации – это сфера, в которой преобладает слишком много мужских дискурсов и самих мужчин. По этой причине Гурбетели на посту главного редактора было одновременно эффективным и для женского движения, и для придания женщинам уверенности. Этот аспект был чрезвычайно важен.

В то время газета постоянно закрывалась из-за слишком сильного давления, изданию приходилось менять названия.

Гурбетели проложила путь журналисткам в средствах массовой информации, в сфере, где преобладают мужчины, где доминирует мужской язык. Это сыграло большую роль, особенно в женском движении, в области женской журналистики. Возможно, многие курдские женщины приняли ее как образец для подражания. Ее можно считать одной из основоположниц женской журналистики.