Чапны: цель Турции в Сирии — предотвращение получения статуса курдами

Турецкий министр Дерья Янык заявила, выступая в Адане, что цель Турции не в защите сирийцев, а в предотвращении создания «курдского государства в Сирии».

Во время встречи с представителями коммерческой и торговой сфер бизнеса в Адане в минувшее воскресенье Дерья Янык, министр по делам семьи и социальных услуг Турции, сказала, отвечая на вопрос одного из гостей мероприятия о планах насчет пяти миллионов сирийских беженцев, проживающих в настоящее время в Турции, что правительство озабочено защитой не сирийцев, а районов северо-восточной Сирии: «Турция приняла этих беженцев не из благотворительности». Министр добавила, что уже к концу 2023 года ни один из этих беженцев не должен остаться в стране.

Четко обозначенные планы Турции

Высказывания министра — это самые четкие заявления о планах Турции в отношении сирийских беженцев. Хотя правительство ПСР/ПНД и заявляло неоднократно о том, что после запланированной военной операции оно будет строить жилые поселения на севере Сирии, до сих пор оно не получило «зеленый свет» от других вовлеченных в ситуацию стран на такое вмешательство в жизнь Сирии. Однако, министр Янык заявила в Адане, что эти обстоятельства не могут удержать турецкое правительство от его цели «предотвратить создание курдского государства». Это первый случай, когда планы правительства блока ПСР/ПНД в отношении северо-восточной Сирии были озвучены открыто.

Мурат Чапны, сопредседатель комиссии по беженцам и миграции при Демократической партии народов (ДПН), дал оценку заявлениям министра в интервью ANF.

ПСР — флагман государственной политики в стране

Мурат Чапны сказал, что рассматривать «проблему беженцев» только как предвыборную пропаганду вокруг правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) неправильно: «Вопрос иммиграции, особенно в случае людей, бегущих в Турцию из Сирии, способствует скорее предвыборной дискуссии против ПСР в турецком общественном мнении. Мы считаем это неверным подходом. Рассматривать проводимую государством иммиграционную политику только как материал предвыборной кампании против ПСР — значит затушевывать суть. Критикуя лишь подход ПСР к этому вопросу, мы также упускаем суть дела. Политика, проводимая правящей партией, суть государственная политика, и это следует четко обозначить. Основой проблем является политика, направленная против статуса курдского народа, особенно в регионе северо-восточной Сирии. В целом, проблемная политическая позиция заключаются не в беженцах из Сирии, а в попытке помешать признанию статуса курдского народа».

Чапны подчеркнул, что ликвидация статуса, за который боролись в Рожаве, и есть база государственной политики Турции: «Конечно, в стране существуют различные вариации этой базовой политики. ПСР видит в этой политике возможность для действий, в том числе в сфере международных отношений. Она также получает экономическую прибыль от своей антикурдской стратегии. Поэтому замечание министра «мы защищаем не только сирийцев, но и наши границы» представляет собой угрозу статусу курдского народа, особенно в Рожаве, тому статусу, за который боролись бок о бок все народы, проживающие там. Правительство делает для этого все возможное, потому что видит в этом статусе угрозу себе. Своими словами министр в какой-то мере прояснила политику властей».

Цель — спровоцировать демографические изменения

ПСР объявила о планах по переселению сирийцев, проживающих в Турции, в оккупированную турецкими войсками зону на севере Сирии. Сделать это власти намерены в условиях растущей враждебности к мигрантам, возникшей в результате политики поляризации, взятой на вооружение правящим альянсом ПСР/ПНД. Этот план приводится в качестве одной из якобы достойных причин для вторжения. В последнее время в информационном поле все чаще слышны новости о том, что многие беженцы уже были отправлены в Сирию. Мурат Чапны отметил, что этот шаг является частью долгосрочного плана правительства, стремящегося помешать курдам в получении статуса: «Одна из инициатив, которую правительство пропагандирует наиболее активно, - это дома, которые они построили в этом регионе, особенно в Африне. Были построены целые жилые комплексы, и мы знаем, что там также успели назначить районного администратора. Все это было сделано не для того, чтобы залечить раны, нанесенные Сирии войной. Сирийские беженцы отправились туда из Турции, их поселили в этих домах. Это поселение нужно, чтобы менять ситуацию в стране. Это часть долгосрочного плана по целенаправленному изменению демографической структуры Сирии. В долгосрочной перспективе правительство ПСР хочет сформировать политическую структуру и социум, зависимые от него».

Основная мера ответственности лежит на Турции

Чапны отметил, что многие люди, ищущие убежища, нелегально направляются из депортационных лагерей в поселения на севере Сирии. Он подчеркнул, что расистские нападения на них не должны считаться допустимыми ни при каких обстоятельствах: «Многих людей отправляют туда из депортационных лагерей. Один из них — депортационный лагерь в поселении Хармандалы в Измире. Мы провели расследование на месте, но мы не знаем точного количества людей, живущих там. Время от времени министерство сообщает, что туда отправили сто человек, двести человек, двести пятьдесят, триста, но мы не знаем точного числа людей, живущих на его территории, и не знаем, сколько людей живет в этих депортационных лагерях в целом. Это герметичные, закрытые от внешнего мира зоны. Из оказавшейся в нашем распоряжении информации мы знаем, что людей, бежавших от войны, отправляют обратно в эпицентр военных действий. Их шлют туда на смерть. Точно так же людей отправляют в Афганистан, контролируемый Талибаном, и в регионы Сирии, которым угрожает ИГИЛ*. Эта политика не предполагает подходящего решения ни для сирийского населения, ни для миграционной политики в целом. Она — суть проявление оппортунистической тактики, ориентированной исключительно на краткосрочные потребности правительства. Правительство ПСР само несет немалую ответственность за то, что эти люди были вынуждены покинуть свои  дома и родину. Действует политика войны и оккупации, из-за которой люди вынуждены оставлять свои дома. В бегах они подвергаются всевозможным притеснениям и становятся жертвами репрессий, которые прямо нарушают международные соглашения. Столкнувшись с расистской и фашистской политикой, они оказываются объектами самосуда. Поэтому мы подчеркиваем, что отвечают за эту ситуацию прежде всего Турция, а также США и доминирующие в регионе державы».

* - террористическая организация, запрещена в РФ