Нападения Израиля на ядерные объекты Ирана: новая фаза конфликта

Продолжающийся конфликт средней интенсивности между Израилем и Ираном усиливает аргумент Нетаньяху о том, что он лучше всего подходит для защиты интересов своей страны.

За последнюю неделю таинственные взрывы и пожары разрушили ключевые объекты инфраструктуры, связанные с иранской ядерной программой в Натанзе и Парчине. Это объекты, связанные с обогащением урана и производством ракетного топлива для баллистических ракет.

США и Израиль обвинили Иран в нарушении резолюций ООН и ядерной сделки, а также в испытании новых баллистических ракетных технологий. Хотя Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи неоднократно отрицал какие-либо намерения создать ядерное оружие и даже дошел до того, что выпустил фетву против него, враги Ирана убеждены, что он планирует пойти на создание ядерного оружия.

Недавние нападения на Иран, по-видимому, являются попыткой враждебного государства ослабить эту программу и сдержать способность Ирана потенциально направлять такое оружие на цели за пределами этой страны.

Тегеран заявил, что за взрывом в Натанзе, который разрушил здание, где предположительно размещалась усовершенствованная система центрифуг, способная увеличить скорость обогащения урана в 50 раз, может стоять кибератака.

Рискованное предприятие

Как пишет The New York Times, «сотрудник ближневосточной разведки, осведомленный об этом эпизоде», заявил, что Израиль несет ответственность за нападение в Натанзе. «Взрыв был вызван специальным устройством, заложенным внутри объекта», – сообщает издание со ссылкой на информацию из разведывательного источника. – Он разрушил большую часть надземных частей установки, где новые центрифуги - тонкие устройства, вращающиеся со сверхзвуковыми скоростями, - уравновешиваются перед вводом в эксплуатацию».

Авигдор Либерман, соперник премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, обвинил главу Моссада Йоси Коэна в том, что именно он является источником информации. В радиоинтервью Либерман заявил, что утечка информации была преднамеренной попыткой приукрасить резюме Коэна в ущерб национальной безопасности Израиля, поскольку он готовился перейти из Моссада в политику и начать карьеру в качестве возможного преемника Нетаньяху на посту лидера Ликуда.

Последние нападения на Иран могут быть ответными действиями Израиля

Как пишет «Нью-Йорк Таймс», «хотя исследователи рассматривали возможность того, что завод в Натанзе был поражен ... крылатой ракетой или беспилотником, они считают более вероятным, что кто-то пронес бомбу в здание».

Неизвестный член Революционной гвардии (КСИР) сказал газете «Таймс», что, хотя было неясно, как туда были заложены взрывчатые вещества, нападение явно продемонстрировало дыру в безопасности объекта.

Это, а также тот факт, что доселе неизвестная антирежимная группа «Родина гепардов» связалась с BBC Persian за несколько часов до того, как информация о взрыве была обнародована, чтобы взять на себя ответственность за акцию, указывает на возможную причастность к инциденту антирежимных моджахедов – группировки ОМИН («Моджахеддин -э-Хальк» - Объединенные муджахеддины иранского народа) . Израиль, как известно, в прошлом проводил совместные операции с боевиками ОМИН на местах.

Одако, по данным кувейтского издания «Аль-Джарида», для бомбардировки комплекса «Парчин» скорее всего был использован израильский самолет-невидимка F-35. Хотя это в принципе возможно, полет самолета из Израиля в Иран для такого нападения был бы технически сложным и рискованным предприятием. «Аль-Джарида» далее сообщает, что пожар в Натанзе стал результатом кибератаки, использовавшей сжатие газа.

Атака Stuxnet

Десять лет назад совместные усилия США и Израиля привели к разработке червя Stuxnet, который заразил Натанзу и был непреднамеренно разослан по всему миру. Stuxnet, как сообщается, был доставлен через USB-накопитель. Неясно, какой метод мог быть использован на этот раз, но, по-видимому, злоумышленники хотели использовать любые подобные провалы иранской кибербезопасности.

Одним из возможных мотивов могла стать сорванная кибератака на шесть израильских водопроводных станций в апреле, направленная на то, чтобы вызвать сбои в работе систем. Согласно сообщению газеты Times of Israel, которое цитирует 13-й канал новостей, нападениебыло расценено как значительная эскалация со стороны Ирана и пересечение красной линии, поскольку оно было нацелено на гражданскую инфраструктуру.

Ущерб иранскому объекту в Натанзе был нанесен 2 июля.

Таким образом, последние нападения на Иран могут быть, по крайней мере частично, ответными действиями Израиля и предупреждением о цене, которую Иран заплатит за свои действия.

Однако сам масштаб этих нападений свидетельствует о масштабной эскалации военных действий. Иран е, вероятно, предположил, что Израиль проинформировал своего ближайшего военного союзника о своей миссии, и поэтому рассматривает эти действия как совместные американо-израильские операции.

Это могло бы объяснить последний ракетный удар по дипломатическим и военным объектам США в Ираке. В результате беспрецедентного шага иракские войска в прошлом месяце арестовали группу поддерживаемых Ираном иракских боевиков, которые якобы готовили новое нападение на зеленую зону в Багдаде, где расположено посольство США. Вашингтон обвинил проиранских ополченцев в ракетных обстрелах американских войск по всему Ираку в последние месяцы.

Израиль и Иран уже разыгрывали свое соперничество в Ираке. Иран, несомненно, будет стремиться отомстить израильским или американским активам, где бы он их ни обнаружил. Это уже не игра в кошки-мышки; всего лишь вопрос времени, когда одна или несколько сторон случайно или намеренно приведут ситуацию к вспышке массового, ничем не сдерживаемого конфликта.

Коррупционный процесс Нетаньяху

Время, когда происходят эти события, может оказаться чрезвычайно важным для Нетаньяху, против которого идет судебный процесс по обвинениям в коррупции. Если Нетаньяху признают виновным, он может быть вынужден уйти в отставку, что, возможно, положит конец его политической карьере (после чего он окажется в тюрьме. – Прим.). Один из самых хитрых израильских политиков, Беньямин Нетаньяху был бы не прочь усилить атаки на Иран, чтобы поддержать идею о том, что он является незаменимым лидером, защищающим безопасность Израиля путем устранения серьезных угроз, таких, как те, которые исходят от Ирана.

Кроме того, грандиозный план Нетаньяху, направленный на то, чтобы аннексировать 30 процентов оккупированного Израилем Западного берега реки Иордан, вызвал бурю по всему миру. Предупреждения поступали от политических лидеров, международных дипломатов и правозащитных групп. Администрация Трампа, которая, как полагают, предложила свою полную поддержку этому плану, похоже, теперь находится в противоречивой ситуации. Сторонники жесткой линии, такие как посол США в Израиле Дэвид Фридман, поддерживают аннексию, а советник Трампа (возможно, руководящий его ближневосточной политико) Джаред Кушнер призывает к осторожности.

(Кроме того, администрация Трампа опасается непредсказуемых событий на Ближнем Востоке в случае реализации плана аннексии ЗБ, что может оказать негативное влияние на имидж администрации незадолго до выборов в США. Наконец, план Нетаньяху, по мнению представителей израильской армии и разведки, противоречит стратегическим интересам Израиля, поскольку аннексия Западного Берега реки Иордан способна дестабилизировать Палестинскую Автономию и Иорднию и разрушить беспрецедентно высокий уровень сотрудничества ПА и, в особенности, Иордании с Израилем в области безопасности, который обеспечивает устойчивость и безопасность восточного фланга израильского государства. - Прим.)

Иран и Израиль: история конфликтующих PR-стратегий

Бывший спикер израильского Кнессета Авраам Бург даже заявил итальянской газете, что США несут ответственность за прекращение реализации плана аннексии (на данный момент). Если он прав, то взрывы в Иране могут быть просто способом отвлечь общественное внимание от очередной неудачи Нетаньяху в осуществлении политики, поддерживаемой его ультранационалистическим окружением.

Эти нападения также характерны для израильской стратегии, направленной на то, чтобы избежать всеобъемлющего стратегического решения трудноразрешимых проблем и вместо этого прибегнуть к полумерам, описываемым израильской идиомой «косить траву».

Иранские аналитики и ядерные эксперты говорят, что эти атаки принципиально не изменят траекторию Ирана, если он стремится к созданию ядерного потенциала; в лучшем случае они задержат прогресс на несколько месяцев или год. Нет никакого способа, кроме смены режима или вооруженного вторжения, чтобы страны могли сдерживать соперников, решивших получить ядерное оружие.

Информированные израильские источники неоднократно заявляли, что Нетаньяху никогда не собирался нападать на Иран в масштабах, необходимых для нанесения массированного удара по его ядерной программе. В лучшем случае эти операции только отсрочат неизбежное – и это может быть именно то, чего хочет Нетаньяху. Продолжающийся конфликт средней интенсивности между Израилем и Ираном усиливает его аргумент о том, что он является единственной фигурой, которая может защитить интересы Израиля.