Ход событий в Сирии стремительно меняется
Американо-российская сделка, которая началась с совещания России, Америки и Израиля в Иерусалиме, перестраивает ход событий сирийского конфликта.
Американо-российская сделка, которая началась с совещания России, Америки и Израиля в Иерусалиме, перестраивает ход событий сирийского конфликта.
Специальный посол США в Сирии Джеймс Джеффри 2 мая сделал заявление для газеты «Аль-Шарк Аль-Аутсат» о том, что все иностранные войска, которые вошли в Сирию после 2011 года, должны быть из нее выведены, включая американские, иранские и турецкие.
«Наша политика заключается в том, чтобы вывести иранские войска из Сирии вместе со всеми другими иностранными вооруженными силами, которые вошли в страну после 2011 года, включая наши силы, израильские и турецкие», – прокомментировал Джеймс Джеффри.
Новое соглашение России и США
Заявление Джеймса Джеффри вызвало резонанс в мире, особенно в Сирии. Многие наблюдатели считают, что разрешение войскам России оставаться в Сирии и решение о выводе оттуда войск остальных государств являются одним из пунктов реализации по достижению российско-американского договора о новом плане в Сирии. Данный план предусматривает полный вывод иранских сил из Сирии и сокращает администрацию правящей власти страны.
Заявление Джеффри были сделаны в связи с израильскими воздушными атаками на районы дислокации иранских сил в Сирии. Данные атаки и заявление служат для Ирана ясным сообщением от России и Америки, что ему нет места в будущем Сирии. Россия стремится ускорить вывод сил Ирана из Сирии для удовлетворения своих союзников в этом деле – США и Израиля. Таким образом, Россия пытается ослабить давление международных сообществ на сирийский режим, который страдает от крупного финансового кризиса, и привлечь финансовую поддержку стран Персидского залива для проекта по восстановлению разрушенной страны.
Власти России проигнорировали атаки Израиля на иранские базы. Маловероятно, что эти удары были скоординированы с Россией, которая проигнорировала заявления министра обороны Израиля Нафтали Беннетта о том, что Израиль не только работает над смирением иранских сил в Сирии, но и стремится полностью их оттуда вытеснить.
Ликвидация влияния Ирана в семье Башара Асада
Также следует упомянуть об иранском ответвлении внутри семьи Башара Асада, которая правит страной с 1970 года. Рами Махлуф – представитель интересов Ирана и по совместительству двоюродный брат Башара Асада. Россия не обошла стороной и его. По данным израильской газеты Haaretz, Россия предложила Башару Асаду заставить Махлуфа заплатить 3 млрд долларов. Махлуф отказался и заявил, что у него нет такой суммы денег, после чего Россия продемонстрировала видеозаписи, выложенные сыновьями Махлуфа, на которых они показывают свои роскошные автомобили и дома в Дубае. Для Асада это видео стало шансом отомстить двоюродному брату, который нажил свое состояние благодаря семье.
Джеффри снова призывает Иран к выводу войск из Сирии
8 мая посол ООН Джеймс Джеффри заявил на пресс-конференции, что миссия России в Сирии осложняется вмешательством США, Турции, Израиля и другими различными причинами. Он снова подчеркнул необходимость того, чтобы иранские войска покинули сирийскую территорию. Он раскритиковал сирийский режим за его шантаж и атаки на протяжении всего кризиса в стране.
Встреча Путина и Трампа
Заявления Джеффри также тесно связаны со стремлением Путина повлиять на своих соперников с помощью широкомасштабной дипломатии, которая зависит от финансовой поддержки по восстановлению разрушенных стран. Однако такая политика пока терпит неудачу в Сирии и Ливии.
Дилемма США заключается в том, что им надо решить, как и когда вывести свои войска из Сирии в этом году. Это будет момент, которого ожидает Россия, чтобы выступить против наемников Турции в Идлибе. Именно поэтому администрация Трампа, чтобы избежать столкновения, предпочла бы сперва заключить сделку по выводу войск из Сирии с Россией.
Устойчивость США и России
Устойчивость Соединенных Штатов Америки и России, а также заявления Джеффри о том, что войска России должны остаться на территории Сирии, по всей видимости, являются результатом встречи по вопросам безопасности в Иерусалиме. Встреча состоялась 24 июня 2019 года – в ней приняли участие Джон Болтон, бывший глава Бюро национальной безопасности США, его российский коллега Николай Патрушев и израильский Меир Бен Шаббат.
Как известно, заявление посла США в Сирии Джеймса Джеффри с точностью совпало с речью премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, которую он произнес после совещания в Иерусалиме.
Биньямин Нетаньяху назвал эту встречу исторической. После совещания он заявил, что три страны хотят, чтобы в Сирии наконец наступили мир, стабильность и безопасность. Он сказал, что именно это является их общей целью. Он также заявил, что эта цель является первоочередной по сравнению с тем, чтобы обеспечить вывод всех иностранных войск, которые были введены в Сирию после 2011 года. Однако Нетаньяху объяснил, что это является способом реализации общей цели по достижению мира и стабильности если не на всем Ближнем Востоке, то хотя бы в этой части региона.
Невидимая линия политики между США и Россией
Поскольку известно, что существует непрекращающаяся и невидимая линия российско-американского консенсуса в отношении Сирии в целом, особенно в распределении влияния на ее территориях, то весьма удивительно, что посол Джеффри исключает вывод российских войск из Сирии.
Военные силы не покинут Сирию без определенных договоренностей
Мерах Аль-Бикайи подтвердил, что эти заявления Джеймса Джеффри не являются сделкой, однако они подпадают под международные договоренности. Он сказал, что, к сожалению, принятие решений относительно Сирии теперь не являются чисто сирийскими, потому что там сосредоточены военные силы многих крупных держав. И выводить свои военные силы из Сирии они будут только при определенных условиях, которые будут соответствовать их интересам.
Советник по международной политике также объяснил, что сирийские политические права существуют на одной чаше весов, а американский законопроект «Цезарь» стоит на страже сирийского режима и всех его пособников, будь то отдельные лица, организации или государства, – на другой чаше. Он предположил, что некоторые решения начинают выдвигаться для ускорения политического перехода в рамках резолюции ООН 2254.